ФАС на банки: Опора России видит сговор кредитных организаций

2731
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В декабре прошедшего года московское отделение объединения предпринимателей «Опора России» направило в Федеральную антимонопольную службу обращение с просьбой о проведении проверки в отношении крупных российских банков. Причиной тому послужили массовые недовольства предпринимателей практически одновременным повышением тарифов на расчетно-кассовое обслуживание.

Вице-президент «Опоры России» рассказал порталу ДОЛГ.РФ почему малый и средний бизнес так остро отреагировал на повышение тарифов и чего ждет объединение предпринимателей от антимонопольной службы.

 

Суть проблемы - пробелы

«Антиотмывочное» законодательство содержит пробел, который кредитные компании могут использовать себе во благо, обогащаясь за счет роста тарифов на банковское обслуживание, считают российские предприниматели.

Кроме того, представители бизнеса уверены, что крупнейшие российские банки не просто повысили тарифы на расчетно-кассовое облуживание, а сделали это согласованно. Речь идет о четырех игроках сектора: Сбербанке, банке «Открытие», Тинькофф банке и Модульбанке.

Первый три раза за прошедший год поднимал стоимость РКО для малого и среднего бизнеса. В итоге прирост за год составил 34%, с 8600 руб. до 12990 руб.

Банк «Открытие» увеличил комиссии за транзакции между юридическими и физическими лицами в пределах 0,2-2%, а Тинькофф банк отменил бесплатные платежки. Теперь за каждую из них бизнесу приходится платить по 29 рублей.

В этой связи «Опора России» и попросила ФАС проверить обозначенные кредитные компании на преднамеренность и согласованность их действий.

 


ФАС и ЦБ продолжают укрощать строптивые банки

В прошлом месяце руководитель антимонопольной службы уже высказывал неодобрение действиями крупнейших банков, которые серьезно завысили тарифы на транзакции между компаниями и физическими лицами. Предлогом для повышения тарифов были названы требования Закона о легализации преступных доходов.

Представители ФАС РФ, как и МСБ, уверены, что банки использовали эту лазейку не случайно: не в целях соблюдения «антиотмывочного» законодательства, а для собственного обогащения. Поэтому ведомство решительно настроено предпринять радикальные меры в отношении кредитных российских компаний. Оно же не отрицает возможности изменения законодательства в этой связи. Глава службы даже призвал возбуждать дела, не тратя время на ожидание принятия новых законов.

Финансовый регулятор (ЦБ РФ) мнение ФАС поддержал и также отметил, что кредитные организации не вправе использовать повышенные комиссии по отношению к транзакциям с низким риском, например, при переводе заработной платы сотрудникам, вознаграждений ИП, дивидендов акционерам, а также при перечислении иных выплат по типу алиментов.

 

Кто действительно провоцирует рост тарифов

Евгений Коган, профессор ГУ ВШЭ, президент инвестиционной группы «Московские партнеры», объяснил в своем телеграмм-канале собственное видение причины повышения банковских тарифов. В первую очередь он обратил внимание на то, что регулятор уже заставил основных участников рынка готовить огромное количество отчетов и документации.

«Для того, чтобы все эти отчеты готовить, чтобы деньги на счетах замораживать, чтобы каждый чих контролировать, что нужно? Правильно. Сотрудников профессиональных и дорогих нанять. Зарплату им платить. Премии, за усердие и боевой дух», — пишет эксперт.

Евгений Коган находит логичным, что плательщиком становится потребитель банковских услуг, а вовсе не регулятор. И здесь необходимо либо сокращать регуляторное давление на бизнес, профучастников, страховые компании и банки, либо перестать удивляться росту тарифов.

«Мы уже сократили число банков и прочих финорганизаций. Вычистили систему. Конкуренция снизилась. Значит, и тарифы должны подрасти. Если сократим число банков еще раза в два, то и тарифы еще наверх подтянутся», — прокомментировал ситуацию инвестиционный банкир.

Если ФАС не докажет наличие согласованности, обращение окажется бесполезным

Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России», акцентировал внимание на том, что расчетно-кассовое обслуживание имеет постоянный спрос у клиентов, поэтому этот вид доходов имеет большое значение для банков.

«В течение прошлого года в самых популярных для МСБ банках выросла как стоимость услуг по пакетным предложениям, так и комиссии за переводы. Также ряд финансовых структур отменили бесплатные услуги для бизнеса и стали устанавливать тарифы, которых ранее не было. Разумеется, это стало оцениваться малым и средним бизнесом как дополнительные издержки. Тем более, что благодаря тарифной политике банков в течение 2015-2018 гг. стоимость расчетно-кассового обслуживания для бизнеса снизилась почти наполовину», — комментирует ситуацию эксперт.

По словам Павла Сигала, банки сейчас объясняют свои действия рыночной ситуацией. Кроме того, кредитные организации отмечают снижение доходности по различным продуктам, поэтому, возможно, что рост стоимости РКО — это способ компенсировать банками рост издержек на обслуживание бизнеса.

«Если ФАС сейчас не установит конкретных нарушений и не докажет согласованности действий банков, то, вероятнее всего, никаких последствий по обращению не будет», — подвел итог вице-президент «Опоры России».

Малый и средний бизнес затаив дыхание ждут решительных действий от антимонопольной службы. Но если ведомство так и не найдет доказательств преднамеренного согласованного увеличения тарифов, кредитные компании продолжат свою политику, а МСБ опять окажется в уязвимом положении.

Если же ведомству удастся выявить причинно-следственную связь, российское «антиотмывочное» законодательство должно будет существенно измениться. Однако, исходя из практики согласования новых законов, еще неизвестно сколько времени займет процесс разработки и утверждения поправок. Поэтому в любом случае представителям малого и среднего бизнеса придется еще долго «держаться».

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"