Госдума пытается пристроить криптовалюту в Россию

2944
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

22 июля Госдума РФ приняла в окончательном чтении Закон о цифровых финансовых активах, который дал определение термину «криптовалюта». Закон подразумевает под криптовалютой цифровой код, который может использоваться как средство платежа или инвестиция. Криптовалюту можно продавать, покупать, майнить, совершать с ней иные сделки, однако российским резидентам оплачивать продукцию или услуги ей нельзя. Нормативный акт вступит в силу с начала следующего года.

ДОЛГ.РФ разбирался, почему законодатели приняли такое противоречивое решение – назвали криптовалюту средством платежа, но расплачиваться ей запретили, почему сразу не дали определение «майнингу» и «токенам» и нужен ли вообще такой закон.

В государстве должно быть единственное средство платежа

Олег Богданов, ведущий аналитик QBF, считает новый закон о криптовалюте бесполезным.
«Депутаты просто поставили галочку возле пункта «регулирование криптовалют. На самом деле в любом государстве должно быть единственное средство платежа – это национальная валюта, в данном случае российский рубль. Конечно, есть еще иностранные валюты, но они могут быть только средством накопления, в исключительных, связанных с внешнеэкономической деятельностью случаях средством платежа», – уверен Олег Богданов.
Обращение всех валют контролируется регуляторами, центральными банками. Так называемая криптовалюта находится вне зоны регулирования, поэтому для инвесторов, для всех граждан операции с данными псевдоактивами очень рискованны. С этой стороны понятны позиции Банка России и Минфина, которые имеют серьезные возражения против криптовалют.

Стоит ориентироваться на зарубежный опыт, где биткоином разрешено расплачиваться
Татьяна Максименко, официальный представитель биржи криптовалют Garantex, назвала главным плюсом законопроекта факт того, что криптовалюта признана имуществом: ее можно покупать, наследовать, а по спорным сделкам вести судебные разбирательства.
«Криптовалюту придется декларировать, а значит, предполагаю, и платить налог на это цифровое имущество. Захотят ли крупные майнеры, у которых на счетах хранятся десятки миллионов долларов в биткоинах, связываться с декларированием? Учитывая с какой легкостью данные, переданные российским ведомствам, появляются в даркнете и продаются в виде баз данных, вряд ли криптовладельцы ринутся декларировать свои сбережения, скорее предпочтут следовать принципу "деньги любят тишину"».
К минусам закона она отнесла непонятные требования к инфраструктуре (обязательные доменные имена и узлы, зарегистрированные в России) и компаниям, которые должны регистрироваться в специальном реестре Банка России.

По ее словам, регулятор не хочет открывать окно к новым денежным потокам и отчаянно сопротивляется, боясь потерять контроль. Однако это поведение «страуса»: потоки уже существуют, хочет этого ЦБ или нет. Разумнее будет в этом вопросе ориентироваться на опыт других стран, где биткоином разрешено расплачиваться.

Эксперт также объяснила, почему в законе не обозначены понятия «майнинга» и «токенов».
«Майнинговая сфера – отдельный мощнейший сегмент криптоиндустрии, который неплохо представлен в России благодаря дешевой электроэнергии, обилию ГЭС и неплохим компетенциям в области управления дата-центрами. Если вписывать в законопроект майнинг, то, предположу, российское правительство захочет прописать и процедуру продажи намайненных цифровых валют, – поясняет Максименко. – Помнится, раньше были попытки загнать майнеров на какие-то российские зарегистрированные торговые площадки, где они будут продавать продукт своей деятельности под бдительным наблюдением налоговых служб и Банка России, но это нереализуемо. Что мешает майнеру на одной флешке вывезти пару тысяч биткоинов и продать их в Сингапуре или Гонконге»?
Татьяна Максименко также отметила, что термин «токен» уже частично описан в понятии «цифровые финансовые активы» и «security-токены».


Про майнинг и организацию выпуска цифровой валюты «забыли»

Пресс-служба международной финтехкомпании TWINO отметила, что новая редакция закона была существенно переработана: нормы регулирования криптовалюты из отдельного закона были перенесены в закон о цифровых финансовых активах. Но главное, на что стоит обратить внимание, из документа убрали уголовную и административную ответственность.

«Мы наблюдаем, что во многих странах в настоящее время идет большая работа по созданию правовых условий для развития данного рынка, поэтому чтобы нашей стране снова не оказаться в позиции догоняющего, было важно сделать документ «конструктивным», чтобы окончательно не отбить у предпринимателей и у граждан желание активно участвовать в развитии новых технологий».

Теперь у российского криптовалютного рынка не такое мрачное будущее, каким оно казалось еще несколько месяцев назад. Это безусловный плюс нового закона.

В финтехкомпании подчеркнули, что со временем спорные моменты по поводу возможности использования криптовалюты в качестве оплаты будут дорабатываться в соответствии с новыми задачами, продиктованными развитием цифровых активов. Возможно, что авторы законопроекта оставили такую неопределенность, чтобы обеспечить пространство для маневров.

Вполне вероятно, что из этих же соображений законодатели не упомянули в том же законопроекте майнинг и организацию выпуска цифровой валюты, лишь сделали отсылки на эти инструменты. В перспективе их регламентация будет прописана в иных НПА и будет содержать ряд ограничений по цифровым операциям.

«Мы надеемся, что несмотря на все минусы, законопроект обеспечит дальнейшую работу по совершенствованию рынка цифровых активов в нашей стране. Последующая законодательная работа должна предусмотреть создание особых условий для привлечения инвестиций на данный рынок. Для этого придется в новых законах предусмотреть возможность удаленной верификации всех участников сделок, а также определить нормы, которые будут способствовать легальному обороту криптовалюты», – подытожили в пресс-службе TWINO.

Обходные пути и нелюбовь к крипте

Оксана Белянская, CEO Rocket PR, нейтрально оценила необходимость декларирования владения и сделок с цифровой валютой. Она отметила, что привлекательность криптовалюты для широкой публики в основном заключается в ее инвестиционной функции.
«Мы уже несколько лет назад говорили, что лучше записывать все свои сделки, а еще лучше – нанять квалифицированного бухгалтера и юриста, тогда проблем будет гораздо меньше».
Оксана Белянская подчеркнула, что вопросы майнинга, выпуска токенов и налогообложения, скорее всего, будут обсуждаться и решаться в проекте о цифровой валюте, который только будет готовиться к принятию осенью 2020.

К минусам принятого закона представитель компании отнесла запрет оплаты товаров и услуг криптовалютой резидентам РФ.
«С другой стороны, видимо, граждане других стран на территории РФ это сделать смогут. В любом случае, если рынок захочет обойти ограничения, то он их обойдет и криптовалютный рынок как никакой другой делает это поразительно успешно», – говорит Белянская.
Майнинг и криптовалютные биржи не попадут под тотальный запрет с текущим законом, однако с обменниками могут быть проблемы. В любом случае, юристов компаний, чья деятельность связана с криптовалютой, ждет большая работа.

Адвокат Дмитрий Зацаринский считает, что почти все развитые государства не очень «любят» криптовалюту по той причине, что она находится вне контроля регуляторов.

Криптовалюта независимый инструмент, который создает конкуренцию официальным валютам стран, поэтому зачастую государства если и признают их, то только наполовину. Так складывается парадоксальная ситуация, как в России: вроде бы это имущество, его можно арестовывать, его можно взыскать, но расплачиваться им за товары и услуги нельзя.

По его словам, из-за противоречивости законодательных установок могут возникнуть проблемы при судебных разбирательствах, например, может быть затруднительно арестовать такие активы, если они находятся вне юрисдикции России.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"