Каршеринг вытесняет автокредитование
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфК такому выводу пришли Frank RG и «Автостат» в рамках исследования рынка автокредитования и автофинансовых сервисов в России. Аналитики отмечают, что доля сервисов мобильности (каршеринг, подписки на автомобили, такси) постепенно растет. Молодые люди все чаще отказывается от покупки личного авто и предпочитают брать машину в аренду, чтобы избежать хлопот с оформлением страховок и ТО. Эта тенденция, как считают эксперты, окажет значительное влияние на рынок автокредитования.
В последние два года эксперты отмечают существенное снижение продаж новых легковых автомобилей. Так, в 2019-м количество новых проданных «легковушек» снизилось с 1,63 млн (по итогам 2018-го) до 1,59 млн. штук. В 2020-м дилеры реализовали 1,46 млн единиц нового легкового транспорта, что на 8,5% меньше предыдущего отчетного периода. На рынке подержанных авто ситуация более стабильная, показатели продаж здесь держатся на отметке в 5,5 млн единиц транспорта. Как пояснил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, ввиду снижения доходов, роста курса валют и последовавшего за ним повышения цен на новые машины, а также дефицита предложения граждане чаще выбирают транспорт с пробегом.
На владение автомобилем (аренду и покупку) россияне в 2020-м потратили порядка 5 трлн руб. Свыше 60% рынка пришлось на покупку транспорта за наличные (более 3 трлн руб.), на втором месте автокредитование, его доля на рынке составила 21,5% (1,1 трлн руб.), на третьем — займы наличными с долей 16,9% (853 млрд руб.). Сервисы аренды пока выглядят достаточно скромно. Так, на каршеринг в 2020-м пришлось 0,4% рынка (22,4 млрд руб.), на подписку и лизинг для граждан — 0,1% (10,3 млрд руб.). Однако этот сегмент не стоит недооценивать, подчеркивает проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
«Позиции автокредитования не так сильны, как кажутся. Клиенты зачастую отдают предпочтение потребительским кредитом, а сервисы мобильности набирают обороты. Мы не хотим сказать, что автокредитование постепенно превратится в «хромую утку», но оно естественным образом потеряет часть доли и должно будет трансформироваться», — отметил эксперт, выступая на Frank Auto Finance Award 2021.
Несмотря на то, что пока автокредитование ставит рекорды (по данным ОКБ в первом полугодии 2021-го число таких займов выросло на 52%), уже к концу года средний темп его роста снизится до 11% (в штуках). Причем, рост будут обеспечивать кредиты на подержанные автомобили.
А вот сервисы мобильности, напротив, будут постепенно «захватывать» рынок, вытесняя автокредитование. По прогнозам экспертов, к 2025-му доля такси, каршеринга и транспорта по подписке на рынке увеличится до 20% (сейчас на нее приходится 13%). В мире же сервисы совместного владения будут развиваться еще быстрее и уже к 2030 году они могут составить более трети рынка.
Ускорит переход от владения транспортом к пользованию «поколенческий слом». Сегодня средний возраст водителя каршеринга — 31 год, собственника — 47 лет. Новые поколения, становясь экономически активными, все чаще выбирают сервисы мобильности, чтобы избежать «хлопот» с налогами, страховками и техническим обслуживанием. По данным сооснователя сервиса BelkaCar Лорианы Сардар, все больше людей, воспользовавшись каршерингом, отказываются от личных авто. На старте работы BelkaCar (на рынке более 8 лет) только 10% клиентов сервиса заявляли, что готовы отказаться от покупки личных авто, сейчас этот показатель увеличился до 30%.
Еще один вариант пользования автомобилем — подписка, по словам руководителя сервиса «СберАвтоподписка» Льва Феофанова, также выступившего на Frank Auto Finance Award 2021, и вовсе не зависит от возраста, социального и финансового статуса клиентов. По словам эксперта, за машинами по подписке обращаются и семьи, и пожилые люди, и обеспеченные бизнесмены. В качестве преимуществ пользования, а не владения автомобилем клиенты, прежде всего, называют финансовую составляющую. Например, за новый Volkswagen Polo придется выложить не менее 1 млн руб., плюс потратиться на страховку и техническое обслуживание. Этот же автомобиль по подписке обойдется в 23 тыс. руб. в месяц.
Справка:
Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы
Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.
Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.
Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30