Кредиторы потеряли четыре триллиона рублей

1080
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Ситуацию с взысканием дебиторской задолженности на прошлой неделе обсуждали на заседании экспертного совета комитета Госдумы по бюджету и налогам. Члены совета дискутировали над законопроектом правительства (N47595-8), по которому налоговым органам будет разрешено оперативно, еще до окончания выездной налоговой проверки, налагать обеспечительные меры на имущество компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП): акции, автомобили, предметы дизайна интерьера и недвижимость, которая не участвует в производственной деятельности.

Как сообщил присутствовавший на заседании замглавы Федеральной налоговой службы (ФНС) Константин Чекмышев, в 2021 году по результатам всех процедур банкротства было списано 4 трлн рублей задолженности.

«Это 4 трлн рублей, которые кредиторы рассчитывали получить от своих должников, но в результате проведениях всех мероприятий по пополнению конкурсной массы, по поиску активов, возможностей их реализации, чтобы погасить требования кредиторов, все эти требования были списаны», - сказал Чекмышев.

По его словам, в ходе банкротных процедур сегодня погашается только 1,7% требований незалоговых кредиторов. «По сути мы говорим о том, что в процедурах банкротства должники списывают 98,3% долга», - сказал замглавы ФНС. Ранее он же сообщал, что за последние пять лет российская экономика потеряла из-за банкротств 12 трлн рублей.

Банкротство – не выход

Эксперты по взысканию долгов убеждены, что действующее в России банкротное законодательство не способствует решению долговой проблемы в силу свой «прокредиторской» направленности. Как рассказали Долг.рф в Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами (АСРПА), многие предприятия сегодня прекращают деятельность через банкротство по формальным основаниям.

«Достаточно долга в 300 тыс. руб., чтобы кредиторы начали банкротить предприятия. При этом в действующем законе о банкротстве нет легальных инструментов, чтобы помочь компаниям реструктуризировать долги и предотвратить несостоятельность, поэтому банкротные дела заканчиваются оздоровлением должника только в 0,04% случаях. В остальных случаях банкротство заканчивается ликвидацией юридического лица и привлечением к субсидиарной ответственности его руководителей», - поясняют эксперты Ассоциации.

Профсообщество уверено: санация позволит должникам получить временный «иммунитет» от требований кредиторов. Совместно с профессиональным санатором и под контролем кредиторов бизнес сможет восстановить хозяйственную деятельность, что даст возможность постепенно погасить все претензии кредиторов.

Для кого написан новый закон?

Как уже писал Долг.рф, идея ввести процедуру реструктуризации долгов в банкротстве уже поддержана Правительством РФ. Осенью прошлого года в Госдуму был внесен разработанный Минэкономразвития РФ проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Однако рассчитывать на его скорое принятие пока не приходится.

В середине февраля законопроект был рассмотрел на первом заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере банкротства, созданного Комитетом ГД по защите конкуренции. Как сообщили Долг.рф в Национальном союзе профессионалов антикризисного управления (НСПАУ), «участники заседания пришли к общему выводу о необходимости введения новой реабилитационной процедуры банкротства – реструктуризации долгов. На этом единство в позициях, к сожалению, закончилось».

Основные претензии Союза касаются таких положений закона, как снижение минимальной численности членов СРО до 10 или 20 в зависимости от группы СРО вместо нынешних 100, замена ежемесячного вознаграждения арбитражного управляющего на единовременное, выплачиваемое после завершения процедуры банкротства (арбитражный управляющий в этом случае будет не в состоянии даже частично финансировать проведение процедуры банкротства и будет вынужден искать «инвесторов», не говоря уже о самостоятельном формировании компенсационного фонда), устранение ограничения в отношении предельного размера выплаты из компенсационного фонда и замена субсидиарной ответственности СРО на солидарную и др».

Не поддержали представители профсообщества и предложенную Минэкономразвития балльную систему отбора арбитражных управляющих. Как поясняют в НСПАУ, баллы арбитражным управляющим, согласно законопроекту, будут присваиваться на основе формальных показателей, которые не свидетельствуют о его компетентности и добросовестности, а сам способ отбора не учитывает его профессиональный и отраслевой опыт, а также мнение кредиторов.

В НСПАУ уверены, что принятие законопроекта в нынешней редакции приведет к созданию СРО-однодневок, полной зависимости арбитражных управляющих от бенефициаров из «проектных офисов» и уничтожению института саморегулирования в сфере арбитражного управления.

Есть претензии к законопроекту и у представителей рынка электронных торгов. По их оценке, в случае принятия документа произойдет сокращение количества ЭТП с 48 до 8, при том что существующие площадки, по мнению их операторов, работают вполне эффективно.

Стоит отметить, что ранее аналогичные замечания в отношении законопроекта были высказаны экспертами ГПУ Президента РФ, однако в последней редакции документа они не были учтены.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"