Лицензия на коучинг: забота о качестве образования или попытка заработать на хайпе?

2142
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Рабочая группа ГД обсудила в понедельник вопрос о законодательном регулировании деятельности онлайн-коучей. Проблема состоит в том, как контролировать деятельность псевдо-тренеров, которые за деньги дают пользователям сомнительного качества знания.

Эксперты ДОЛГ.РФ оценили новую инициативу, рассказали о ее недоработках и пояснили, откуда такой неоправданный кредит доверия к коучам у российского населения.

 

Учителя без лицензии будут платить штрафы

За прошедший год жители России вложили в самообразование онлайн-методами 1,3 млрд руб. К 2021 году цифра может увеличиться до 53 млрд руб. Это стало известно благодаря исследованию, проведенному Высшей школой экономики, ФОМ, образовательной группой компаний «Нетология-групп» и другими организациями.

Несмотря на огромную долю, которую занимает онлайн-образование на рынке, эта сфера деятельности практически не регулируется законодательством, соответственно, становится благоприятной платформой для проведения мошеннических схем.

В обсуждении назревшего вопроса принимали участие законодатели, бизнес-сообщество, представители правоохранительных органов, экономисты, юристы и пострадавшие от мошеннических схем лица. Последние поделились историями обмана, когда бизнес-коучи вымогали с клиентов деньги, в обмен на которые давали неквалифицированные знания в отношении быстрых заработков, спасения семьи и так далее.

Юридическое сообщество выдвинуло инициативу о внесении изменений в основные НПА, вводе лицензий на ведение подобной деятельности и назначении штрафов до ста тысяч рублей за нарушение требований закона.

 

Молодежь – за, родители – против

Изначально вопрос был поднят в связи с прошлогодним заявлением ректора ВШЭ о том, что до 2023 года образовательное учреждение полностью перейдет на онлайн-образование. Студенты полностью поддерживают решение, однако родители в силу своего недоверия и консервативности отдают предпочтение традиционным методам обучения.

Весной текущего года эксперимент с вводом образовательного онлайн-контента решили провести в Республике Чечня. Результаты показали, что школьники, которые выполняли на уроке интерактивные задания, добились в среднем в два раза лучших результатов, чем без применения онлайн-контента.

Юрист Юрий Паршиков поддерживает такие инициативы. По его мнению, коучинг стал настолько популярным именно из-за погрешности в образовательной системе, в отсутствии в рамках госуниверситетов дистанционной формы обучения и разрозненности педагогических подходов. Это и создает трудности с самоопределением людей, с раскрытием потенциала каждого индивида, и приводит к популяризации сомнительных тренингов и псевдокоучей.


Паршиков также отметил, что увеличению популярности онлайн-тренингов способствует и более интересная цена по сравнению с традиционным форматом обучения. Кроме того, в обычной системе образования людям не хватает индивидуального подхода и доступности, а онлайн-проекты дают это пользователям:


«Аттестацию преподавательского состава интернет-образования поддерживаю. Однако в инициативе не говорится ни о ценовой политике, ни о контроле за качеством, ибо, как показывает практика, не всегда наличие квалифицированности преподавательских составов университетов гарантирует качество, мораль, ответственность и любовь к своему делу. Сейчас в сфере образования в топовых вузах большую роль играют не харизма и качество, а маркетинг и бренд, которые стоят очень дорого».

Напомним, что ранее портал ДОЛГ.РФ писал о том, что возможной причиной образования «кадровой ямы» в России могли стать проблемы с традиционным образованием.

 

Государство пытается заработать на хайпе

Сергей Картинцев, директор по маркетингу Hello Computer, обратил внимание, что последние несколько лет прошли под лозунгом «Тебе поможет коуч!». В массовом порядке миллениалы начали обращаться за консультациями или записываться на курсы коучей, чтобы повысить свои бизнес-компетенции. Естественно, повышенный спрос привлек активность со стороны недобросовестных «коучей», уровень качества преподавания которых крайне низок. Поэтому данная инициатива является логичным последствием шквального огня мошенников в интернете, а также активной рекламы низкокачественных псевдокоучей.

Евгений Фомин, к.м.н., врач-психотерапевт, отметил, что недобросовестные онлайн-тренера с неподтвержденными регалиями и образованием портят бизнес и подрывают доверие даже к надежным и хорошо образованным преподавателям.

«В первую очередь здесь идет бой маркетологов: кто круче и красивее упакует и презентует программу, тот больше продаст. Настоящие специалисты, как правило, плохие продавцы и лицензирование будет для них весомой поддержкой со стороны государства», – уверен эксперт.

Сергей Картинцев также отмечает возможный положительный эффект от инициативы, но видит в ней и корыстный умысел государственных чиновников.

«Полагаю, что сертификация сможет улучшить положение дел, так как не допустит к преподаванию откровенных мошенников. Однако существует и вторая сторона медали. Не удивлюсь, что эта свежая инициатива призвана повысить объем средств, зарабатываемых государством на хайпе вокруг повального коучинга», – прокомментировал ситуацию директор по маркетингу Hello Computer.


Почему коучам верят?

Наиля Бирарова, социальный психолог, пояснила, что люди верят коучам, потому что они продают мечты.

«Народ очень доверчив и готов заплатить любые деньги, лишь бы получить волшебную таблетку для быстрого достижения результата, что и обещают онлайн-тренеры. Порой сами коучи не владеют тем навыком, о котором рассказывают широким массам. Это как преподаватель иностранного языка без владения им», – подчеркнула эксперт.

По словам Наили Бираровой, волшебных таблеток не существует, секрет в том, что процесс на пути к цели – уже результат. Если человек готов на длительную работу над собой, тогда обучение у коуча может принести пользу, причем это станет лишь отправной точкой.

 

Лицензия поможет зарегулировать рынок, но не избавиться от псевдокоучей

Оксана Комарова, руководитель Центра бесплатной юридической помощи в г. Истра, судебный юрист, с вводом лицензий согласна и считает, что уже давно пора прекратить спекуляции и мошенничество в сфере онлайн-образования.

«Существуют СРО оценщиков, экспертов, подтверждение квалификации и тестирование. Я считаю, что и обучение должны вести специалисты, аналогично подтвердившие свою квалификацию и знания, а не «мнимые» учителя. Лицензирование деятельности, внесение ответственности в КоАП РФ и правовое регулирование СРО по онлайн-обучению должны снизить уровень мошенничества в данной сфере», – обозначила свою позицию Комарова.

Лицензирование онлайн-образования – отличная идея, которая поможет отсеять неблагонадежных коучей и повысить уровень доверия и грамотности населения, а также увеличит доступность получения знаний вне зависимости от того, где человек находится.

Даже если государству удастся «заработать» на хайпе в данном случае, самое главное, чтобы эффект от ввода новой меры был заметен. Иными словами, важно, чтобы не просто выдавали лицензии коучам за деньги, а действительно надлежащим образом проверяли и оценивали качество знаний и предоставления образовательных услуг населению.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"