МФО переходят в онлайн, ломбарды наращивают займы, КПК становятся добросовестнее
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфСектор микрофинансирования, в который входят микрофинансовые организации (МФО), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК), благодаря постепенному восстановлению экономической активности нарастили как объемы портфелей, так и чистую прибыль, говорится в новом отчете ЦБ. Портфель микрозаймов в I квартале 2021 года вырос до 268 млрд руб., что на 8% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Портфель займов ломбардов увеличился на 10% до 45 млрд руб. благодаря увеличению средней суммы выдач при сокращении числа заемщиков. У КПК портфель займов сократился на 3% до 45,3 млрд руб.
ЦБ РФ отметил, что в работе МФО идет взаимодействие преимущественно с онлайн-займами. Среди займов «до зарплаты» (иначе PDL — займы, выдающиеся на срок менее 1 месяца на сумму, не превышающую 30 тыс. руб.) доля онлайн-выдач составила 78%. Год назад микрозаймы через интернет оформлялись в 69% случаев. Что касается среднесрочных займов, оформляемых МФО (иначе IL — на срок более 1 месяца и на сумму свыше 30 тыс. руб.), то на онлайн-выдачи пришлось 32% (годом ранее — 18%).
Чистая прибыль МФО выросла на 58% до 6,1 млрд руб. При этом доля доходов, получаемых в качестве комиссионных за продажу дополнительных услуг или продуктов, снизилась.
У ломбардов чистая прибыль сократилась до 1,1 млрд руб. (-13%), в то же время долговая нагрузка их заемщиков снизилась. Количество клиентов ломбардов в I квартале 2021 года составило 2,3 млн человек, а средний размер займа увеличился до 11,5 тыс. руб. (ранее был 9,3 тыс. руб.). Несмотря на снижение прибыли, отрасль ломбардов остается рентабельной за счет крупных игроков рынка.
Снижение количества заемщиков связано с существенным оттоком во время начала пандемии мигрантов, большая часть которых на текущий момент так и не вернулась, отмечает председатель совета Союза «Национальное объединение ломбардов» Алексей Лазутин.
Эксперт указывает, что рост цены золота на бирже в 2020 году способствовал повышению стоимости оценки драгоценного металла в ломбардах и, соответственно, росту размера займа. Кроме этого, ломбарды заинтересованы в том, чтобы выдавать больше, и многие компании внедряют программы лояльности и гибкие тарифные сетки, чтобы сегментировать клиентов и повышать выдачи для отдельных групп.
У КПК сократился не только портфель, но и число пайщиков — до 654 тыс. человек (-4% в сравнении с I кварталом 2020 года). В то же время число жалоб на КПК со стороны клиентов снизилось до 600 (-7%). ЦБ РФ считает это главным признаком очищения рынка кооперативов от недобросовестных игроков.
Все большее количество людей выбирают финансовые продукты не по типу предоставляющей его организации (МФО, ломбард или КПК), а исходя исключительно из непосредственных его качественных характеристик и понимания, насколько он подходит под частные конкретные нужды, указывают в СРО «МиР». Конкурентная среда зависит и от специфики того или иного конкретного продукта МФО. Например, с ломбардами у сегмента есть прямое пересечение только по залоговым займам. В первую очередь МФО конкурируют между собой, но в 2020-2021 гг. наблюдается значительное усиление борьбы за так называемых «банковских» клиентов.
МФО заинтересованы в сотрудничестве с заемщиками, которые демонстрируют стабильную платежную дисциплину и умеренную долговую нагрузку, отмечает управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева. Несмотря на то, что характеристики банковского клиента и заемщика крупных МФО становятся все более похожими, говорить об увеличении конкуренции между данными сегментами некорректно. Банки, МФО, ломбарды и КПК — это дополняющие друг друга элементы финансового рынка, считает эксперт.
В то же время в перспективе МФО могут столкнуться с глобальными крупными игроками, которые обладают большой клиентской базой, например, «Яндексом», считает коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко.
Здесь фокус — на закрытие потребностей клиентов, и потому не исключено, что они захотят расширить свою компетенцию и выйти на поле МФО, как это недавно сделал «Озон». Эксперт напоминает и о новом тренде: крупные банки устанавливают партнерские отношения с МФО с целью не выпускать клиентов из своей экосистемы, при этом не собираясь брать их на свой баланс.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за январь-июнь 2021-го российские банки и МФО выдали 7,62 млн потребительских кредитов. Подробнее о ситуации с потребительскими кредитами — в материале ДОЛГ.РФ «Кредиты выдали с осторожностью».