Микрозаймы растут на доступности

Рынку предсказывают приток заемщиков, а ужесточение требований больше отразится на клиентах банков

3 минуты
Поделиться новостью:
Микрозаймы растут на доступности

Уменьшение объема одобренных микрозаймов не скажется на росте микрофинансового рынка, уверены аналитики Национального Рейтингового Агентства (НРА). В рэнкинге за 2020 год эксперты отметили, что услуги МФО для населения и бизнеса будут доступнее, чем услуги банков, что и скажется на росте рынка.

По данным НРА, в 2021 году стоит ожидать роста рынка микрозаймов на уровне 15%. Помимо доступности услуг МФО, их популярности будут способствовать общее восстановление спроса на кредиты у населения, а также развитие дистанционных сервисов. При этом компании стали чаще отказывать гражданам в выдаче займов: уровень одобрения в 2020 году снизился до 25%. Аналитики опасаются, что ужесточение требований к заемщикам приведет к развитию «теневого рынка», поскольку граждане и бизнес не в состоянии легально получить средства на повседневные нужды и операционные расходы.

Осторожность МФО, в свою очередь, уменьшает риск возникновения просроченной задолженности. Во II полугодии 2020 года доля просроченной задолженности свыше 30 дней снизилась до 36,1% на 2,3 п.п.

Согласно данным НРА, средний размер микрозайма в IV квартале 2020 года составил 13,7 тыс. руб. По структуре портфеля наибольший объем занимают займы Installment Loans (кредиты с постепенным погашением в течение определенного срока — прим. ред.). Их размер составил 50,5% от общей структуры портфеля. Далее по распространенности идут займы малому и среднему бизнесу — 26%. Меньше всех в портфеле МФО займов до зарплаты (PDL) — 23,5%.


В СРО «МиР» отметили, что ожидают увеличения квартальных объемов выдач в 2021 году. Связано это с тем, что в апреле-июне 2020 года наблюдалось их значительное снижение, вызванное ограничительными мерами и, как следствие, снижение объема совокупного портфеля действующих займов. В 2021 году схожих предпосылок пока нет, как нет и предпосылок для снижения спроса на микрозаймы.

В СРО «МиР» также объяснили, почему ужесточение требований к заемщикам МФО не повлияет на рост рынка:

«В описанной тенденции нет противоречий, потому что кредитные организации (банки) также ужесточают требования к заемщикам. Именно поэтому, несмотря на то, что МФО параллельно делают то же самое, они остаются более доступными для клиентов».

Коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко отметила, что МФО изначально имеют больший аппетит к риску и готовы иметь дело с клиентами, которые ни при каких условиях не устроят банки. В частности, при оформлении микрозаймов МФО не запрашивают справку о доходах (человек может вообще не иметь постоянного заработка), не требуют дополнительных документов, официального подтверждения с места работы клиента.

Большинство МФО имеют довольно продвинутые комплексные системы оценки клиентов: не только по кредитной истории, но и с учетом данных телекомов, устройств, платежных систем, подчеркнул руководитель департамента исследований и разработок компании «Лайм-Займ» Владислав Кончаков. В основном банки, не входящие в ТОП-30, используют традиционные подходы к оценке клиента, и они часто не могут держать сопоставимый с МФО уровень одобрения. Крупные банки более комплексно оценивают клиента, но у них уже заметно выше требования по риску. Поэтому можно увидеть, что показатель NPL (доля просроченной задолженности в портфеле компании) в региональных банках и крупных МФО сопоставим.

Опыт 2020 года показал, что вопросом выживания для МФО является переход в онлайн, отметила коммерческий директор МФК «МигКредит». Наиболее эффективной будет гибридная модель ведения бизнеса, подразумевающая как онлайн, так и офлайн-точки продаж. Эта модель позволяет покрывать разные клиентские сегменты и дает альтернативу по каналам продаж и финансовым продуктам. Руководитель департамента исследований и разработок компании «Лайм-Займ» уверен, что клиенты имеют крайне низкую лояльность каждой из компаний и легко переходят от одной к другой. И в таких условиях важную роль приобретает прямой маркетинг: необходимость перехватить клиента в нужный момент.

Читайте также