Новые счетчики обяжут быть «умными» и отдадут на откуп сотовых операторам. Готовы ли к этому потребители коммунальные сети?

1076
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Это следует из Федерального закона №522 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». В документе сказано, что после 1 января 2022 года все приборы учета электроэнергии должны быть «умными» – то есть иметь функции сбора и дистанционной передачи данных о потреблении. Ранее такая норма действовала для новостроек, теперь «умными» должны быть приборы учета и в старом жилфонде. Причем, оплатить предписанную законом модернизацию должны будут гарантирующие поставщики.

Ранее потребители меняли счетчики за свой счет, теперь эта обязанность возложена на гарантирующего поставщика электроэнергии. Вступление закона в силу не означает, что поставщики должны будут в обязательном порядке заменить все приборы учета единовременно. Предполагается постепенная модернизация – по истечению срока годности старых приборов. Сэкономить и предложить заменить прибор учета энергии на «неумную» модель поставщик вряд ли сможет.

«С 1 января 2023 в случае непредоставления или ненадлежащего представления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии вправе требовать уплаты штрафа», – указано в законе.


С 1 января 2021 года вступила в силу норма, обязывающая застройщиков новых домов предусматривать в них возможности для установки «умных» приборов учета. По оценке Минэнерго, полностью перейти на модернизированные приборы учета, обладающие возможность дистанционной передачи данных, получится к 2024 году.

31.01.png

Зачем нужны «умные» счетчики

У приборов учета, позволяющих собирать, «анализировать» и передавать информацию о сети в дистанционном режиме 24/7 есть ряд очевидных преимуществ:

  1. бесплатная для потребителей электроэнергии установка и обслуживание;
  2. отсутствие обязанности ежемесячно в определенный срок передавать данные поставщику;
  3. отсутствие у недобросовестных потребителей возможность «скрутить пробег» счетчика или еще каким-либо образом вмешаться в его работу.
Как отмечает генеральный директор «Трансэнеркома» Олег Шевцов в комментарии для ДОЛГ.РФ, для тех потребителей, которые регулярно оплачивают коммунальные услуги, умные счетчики упрощают процесс передачи показателей. Кроме этого, квартплата по «умным» приборам может стать меньше: устаревшие приборы нередко допускают погрешности при подсчетах. Для абонентов, которые предпочитают накапливать задолженность, умные счетчики не выгодны, так как скрыть или уменьшить их показания не получится, говорит эксперт. При этом он подчеркивает, что к установке «умных» приборов, прежде всего не готовы не поставщики и потребители, а коммунальные сети в домах россиян.

«Их изношенность превысила 50%. Устанавливать умные счетчики на такую инфраструктуру бессмысленно: они не смогут учитывать потери электроэнергии в сетях, соответственно, точно фиксировать количество потребленных киловатт конкретным пользователем», - говорит Олег Шевцов.


Дистанционно можно не только передавать различные массивы информации, но и продавать долги. Такая возможность появилась совершенно недавно, но активно развивается и набирает популярность. Появились специализированные маркетплейсы, которые собрали на своих площадках специализированную аудиторию, сделали интерфейс максимально клиентоориентированным, а покупка и продажа долгов осуществляется намного быстрее. К тому же, например, на маркетплейсе ДОЛГ.РФ на помощь при необходимости могут прийти юристы и менеджеры, которые упростят весь процесс, взяв его на себя. 


маркетплейс ДОЛГ.РФ


К «умным» счетчикам могут «подключить» сотовых операторов

Установка и обслуживание и модернизированного оборудования для учета может стать новым бизнесом для сотовых операторов, рассказали «Известиям» их представители. Решения, подходящие для выполнения функций, предусматривающие сбор данных, хранение и передачу есть у «МТС», «Теле2», «Билайна» и «Мегафона».

«Сейчас в портфеле примерно 15 потенциальных заказчиков – это крупные поставщики электроэнергии, энергосбытовые компании и гидроэлектростанции. В частности, решение IoT Tele2 для энергетической отрасли рекомендовано «Мосэнергосбытом» к использованию предприятиями», – цитирует издание представителя «Теле2».


Представитель «МТС» рассказал, что за услуги сотовых операторов, обслуживающих «умные» счетчики, будут поставщики ресурсов. С ними планируется заключать длительные контракты – на 16 лет. Обслуживание одного прибора стоит порядка 250 рублей.

По оценке «ТМТ консалтинга», в 2021 году в РФ насчитывалось около 30 млн «умных» устройств. Выручка от услуг связи для этих неодушевленных пользователей (connectivity) составила около 11 млрд рублей, что составляет 1% от всей выручки сотовых операторов. Ежегодно в России будет появляться еще 10 млн новых приборов (1 млн – в новостройках, 9 млн – в старом жилфонде).

«Можно предположить, что после полноценной замены счетчиков, в том числе в старом жилом фонде, ежегодная выручка от их обслуживания может составить не менее 30 млрд рублей», – приводят «Известия» расчеты гендиректора TelecomDaily Дениса Кускова.


Сергей Швецов в комментарии для ДОЛГ.РФ отметил, что в ближайшие три года рынок умных приборов учета в России расширится до 75-100 млн штук, что положительно отразиться на сфере ЖКХ. Возможность точечно отключать потребителя от энергоснабжения за неуплату потребленного ресурса позволит сдержать рост дебиторской задолженности за электроэнергию, которая на конец 2021 года составляла более 69,3 млрд рублей.

Насколько целесообразно отдавать «умные» счетчики на откуп операторам

Операторы сотовой связи имеют достаточно технологий и цифровых решений, чтобы обеспечить жилой фонд России умными счетчиками, пояснил Сергей Шевцов. Однако согласно законодательству, этот процесс находится в ответственности энергоснабжающих компаний, а также Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, указал эксперт.

«На усмотрение компаний-поставщиков ресурса могут быть использованы как собственные приборы учета, так и сторонние технологии, в зависимости от экономической целесообразности. На данный момент услуги сотовых операторов при оснащении жилых домов умными приборами учета не используются», – пояснил господин Шевцов.

Президент Ассоциации энергетических предприятий Северо-Западного ФО, зампредседателя научно-экспертного совета по энергетике Совфеда Владислав Озорин в комментарии «Известиям» подчеркнул, что считает нецелесообразным разрешать операторам связи заниматься продажей и установкой «умных» счетчиков: в соответствии с требованиями ФЗ-52 за установку интеллектуальных приборов учета в сфере ЖКХ отвечают энергосбытовые компании. Вопросы установки таких приборов – задача не только ресурсоснабжающих организаций, но и администраций регионов и муниципальных образований, указал собеседник издания.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"