По следам Сбербанка: ВТБ намеревается сделать прорыв в IT секторе

3376
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Недавно мы писали о намерении Германа Грефа, возглавляющего Сбербанк, переквалифицировать организацию в IT-компанию. ВТБ решил не отставать.

В прошлом году ВТБ уже выкупил 40% акций ИТ-группы «Техносерв». Холдинг считается одним из российских лидеров системной интеграции. Банк в таком партнерстве увидел возможность увеличить конкурентоспособность собственных продуктов и сервисов, ускорить цифровую трансформацию организации и увеличить финансовые показатели. Сделка для обеих компаний была стратегической и с долгосрочными перспективами.

В январе текущего года банк приобрел долю (63%) в «Медиалогии», а в мае объявил о ее продаже. В августе текущего года ВТБ также запустил сайт маркетплейса КомиссиON, на котором пользователи смогут приобрести непрофильные активы кредитной компании с дисконтом до 20%: автомобили, таунхаусы, квартиры, оборудование, спецтехнику и другое. ВТБ разместил на сайте около 3 тысяч объектов, расположенных в разных регионах страны, и это только первый шаг на пути к созданию полноценного маркетплейса.

В конце прошлого года ВТБ стал приобретателем 85% акций банка «Возрождение» и чуть позже заявил о покупке «Саровбизнесбанка». На днях глава ВТБ заявил, что допускает приобретение еще нескольких небольших банковских организаций в целях прорыва в IT сфере.

Также стало известно, что ВТБ планирует выкупить долю размером 17% в «Ростелекоме». Для этого банк частично приобретет допэмиссию.

ВТБ уже называет себя «высокотехнологичным банком»: в текущем году проект «ВТБ Мои Инвестиции» признали лучшей мобильной платформой на рынке, а систему управления знаниями «Бизнес-Википедия» — проектом года по версии Global CEO.

Через неделю банк проведет хакатон More.Tech — форум для IT-разработчиков, где разыграет призовой фонд в 450 тысяч руб. для отличившихся участников.

По словам Дмитрия Ведева, директора по маркетингу ГК «Аплана», становиться «ИТ-компаниями» банки заставляет не мода, а необходимость выживания и развития. Банковская сфера, особенно в части розничного банкинга, за последние несколько лет оказалась на переднем крае цифровой трансформации. Стремительное развитие технологий привело к тому, что достижения прошлого этапа развития – большая филиальная сеть, консервативные бренды, традиционные линейки банковских продуктов – больше не работают. Появляются виртуальные банковские структуры, чей бизнес полностью построен на технологиях; растет конкуренция со стороны небанковских конкурентов, например, операторов связи.

Эксперт подчеркнул, что аналогичным образом меняются и клиентские предпочтения: сделан очевидный выбор в сторону мобильного банкинга доступного 24х7, индивидуального предложения банковских продуктов и бонусных программ на основе глубокого знания своего клиента, широкого пакета дополнительных услуг. Очевидно, что преимущества в борьбе за клиента сегодня в очень большой степени определяются тем технологическим заделом, теми инновационными услугами, который банк может предложить. Поэтому выбора в общем-то у банков нет – или ты технологизируешь всю свою деятельность, или уходишь с рынка.

«Мы видим, какие мощные ИТ-подразделения сегодня созданы ведущими банками страны. Более того, банки становятся, зачастую, крупными инвесторами в технологические стартапы и покупателями технологий и команд, работающих в Fintech-сфере. Их интерес к перспективным разработкам понятен – технология, разрабатываемая сегодня, может стать ключевым бизнес-преимуществом завтра. Такие процессы, кстати, наблюдаются не только в банкинге, но и в розничной торговле, телекоммуникациях, да и образование, и медицина становятся все более и более ИТ-ориентированными и ИТ-зависимыми. Так что не совсем верно говорить, что все компании становятся ИТ-компаниями, но вот то, что цифровые технологии становятся основой деятельности целых секторов – это верно!

Что касается клиентов банков — то для них конкуренция банков в области технологий оборачивается большей свободой выбора услуг и повышением качества обслуживания. Ведь совсем недавно, чтобы сделать элементарный платеж за коммунальные услуги приходилось ехать в отделение банка, стоять в очереди, заполнять бланки и формы. Теперь же весь банк умещается в вашем смартфоне. Так что ИТ в этом случае абсолютно точно работают на благо потребителя», — подчеркнул эксперт.

 

4 причины для внедрения IT-технологий

  1. Популяризация интернета и смартфонов. Люди проводят все больше времени в интернете, причем и по работе, и не только. Мобильные сервисы вывели сегмент оказания услуг на новый уровень: теперь клиенты могут получить все, что им нужно, не выходя из дома. Банки учитывают этот тренд и не отстают. Кроме того, возможность охватить большее количество целевой аудитории более реальна, если речь идет о мобильных приложениях и цифровых сервисах, чем о физических материально затратных офисах. Так создается экосистема, способная охватить даже самые отдаленные и труднодоступные территории.

  2. Персонификация и демография. Огромный пласт банковских клиентов составляют так называемые миллениалы или поколение Y. Их особенность состоит в том, что они не представляют своей жизни без гаджетов. Это поколение людей, которое «живет» в интернете, публично показывает свою жизнь и отличаются высокой степенью нарциссизма. В силу своих особенностей миллениалы более склонны к персонификации: им по душе индивидуальные предложения и мгновенные ответы на их запросы. Предприимчивые бизнесмены, изучающие свою целевую аудиторию, это понимают. Именно по этой причине стали популярными такие мобильные приложения как Uber и Airbnb.

  3. Цифровизация данных и открытость информации. Формирование баз данных, например, о кредитной истории, и открытость информации в интернете позволяют получить моментальный доступ к сведениям о потенциальных клиентах. Так у банков появилась возможность перепоручить принятие решения о выдаче нового кредита искусственному интеллекту и снять нагрузку с людей, как это уже сделал Сбербанк.

  4. Автоматизация, ориентированность на клиента и скорость. Постепенная автоматизация процессов позволяет банкам уйти от обмена бумажными документами и ускорить работу внутренних механизмов. Цифровые технологии в десятки раз сокращают сроки согласований и принятия решений, например, о выдаче ипотеки.

Все это в совокупности позволяет кредитным компаниям идти в ногу со временем, становиться более привлекательными для клиентов, открывать новые ниши и увеличивать доходы.

«Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет банкам значительно улучшить свою работу по целому ряду направлений. Во-первых, оптимизируются расходы: цифровые технологии позволяют, с одной стороны, избавиться от многочисленного штата, заменяя его автоматами и электронными кабинетами, с другой стороны — охватить как можно большее количество точек на карте нашей страны.

Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии способствуют повышению защищенности средств вкладчиков, позволяют отсеивать ненадежных клиентов, оценивать потребительскую активность кредитуемых граждан. Благодаря цифровым технологиям банкам становится намного проще работать», — считает Татаров Кантемир, генеральный директор компании DANIFO web & design, выпускник Aston University.

Эксперт уверен, что развитие IT-сектора сегодня обладает большим потенциалом. Именно в банковской сфере и происходит внедрение наиболее передовых технологий, которые удобны людям, облегчают работу банкам и получение услуг потребителям.

«Для клиентов банков развитие цифровых технологий приведет, если это добросовестные клиенты, лишь к позитивным последствиям – не надо будет простаивать в очередях, ехать в отдаленные отделения банков, заполнять многочисленные бумажные документы. Уже сейчас многие люди пользуются онлайн-кабинетами и видят, насколько это удобно – управлять своими деньгами, не выходя из офиса или квартиры. Поэтому можно отметить, что банковский сектор будет лишь выигрывать от дальнейшего внедрения ИТ-технологий», — подчеркнул Татаров Кантемир.

Крутилин Алексей Валерьевич, вице-президент БК «Торатау», считает, что за синергией банков и IT-компаний — будущее. Пока банки существуют как отрасль экономики и неотъемлемая часть системы расчетов между людьми, они вынуждены приспосабливаться к изменчивому миру.

«Мы живем в век «цифры». Хотя нам очень далеко в таких историях до продвинутого Китая или Японии, но мы, как ни странно, движемся в этом направлении. Тот же Сбербанк активно развивает направление IT: Греф и его команда прекрасно понимают, что надо идти в ногу со временем.

Но есть и слабые места в этой гонке, например, низкооплачиваемый персонал, который «вынужден сливать» данные клиентов в интернет. Здесь под ударом находятся в первую очередь технологичные банки.

Потом опять же сбор биометрии, который преподносят населению как услугу для удобства. Тут тоже не все так просто. Такие данные — это BIG DATA, то есть доступ 24/7 не только к действующим клиентам банка, но и к тем, кто просто прошел мимо отделения банка и его начинают потом «пушить» рекламными смс. А это, в свою очередь, рекламные бюджеты, которые надо освоить, рабочие места. В конце концов это жизнь 21 века, особенно, в мегаполисе», — отметил вице-президент БК «Торатау».

Эксперт подчеркнул, что в России существовал ряд банков, которые не пошли по пути «цифры», потому что у учредителей были другие планы на банк, либо они не поняли, как с этим жить в силу своей недальновидности. Больше этих банков нет — остались в истории.

По словам Крутилина Алексея, для потребителей банковских услуг технологическое развитие — это и боль, и радость одновременно. Радость в том, что все операции можно делать с экрана смартфона, а боль, когда происходят неприятности с банковскими счетами: кража персональных данных и выкладка их в свободный доступ в интернете или воровство со «спящих счетов».

Эксперт посоветовал внимательно следить за тенденциями и банковскими новинками, но не спешить ими пользоваться, пока разработчики не отладят все как следует.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги