Продажи новых авто в России снова просели. Виноваты «накрутки» дилеров или снижение объемов производства?
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфОб этом сообщили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно ее статистике, по итогам октября продажи нового легкового и коммерческого транспорта в России сократились на 18,1%. По итогам сентября в АЕБ фиксировали падение продаж авто на 22,6%. Несмотря на сильный скачок в начале года, уже четвертый месяц подряд продажи нового транспорта падают. В Ассоциации связывают это с сокращением объема производства и логистическими проблемами, обусловленными пандемийными ограничениями. Ряд экспертов уверены, что в падении продаж виноваты дилеры, «накручивающие» цены на транспорт.
Как подсчитали в АЕБ, в октябре 2021 г. в России было продано 126,2 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей. В том же отчетном периоде прошлого года продали 154,16 тыс. единиц транспорта. Таким образом, падение рынка в октябре 2021 г. составило 18,1%.
При этом по совокупным результатам продаж в январе-октябре текущего года российский авторынок находится в плюсе. В 2021-м за этот отчетный период было продано 1,31 тыс. авто, в 2020-м – 1,19 тыс., что на 10,5% больше. Удерживать высокую планку пока позволяет бум продаж, случившийся в начале текущего года. Однако если рынок продолжит падение, этого задела не хватит.
Чаще всего в октябре 2021 г. в России покупали новые автомобили марки Lada. Их продали 25,57 тыс. штук. Это почти на треть меньше, чем в октябре 2020 г. Среди иномарок наибольшей популярностью у российских покупателей пользовались новые Kia. Их в октябре текущего года продали 16 тыс. штук, против 21,2 тыс. в октябре 2020-го. Немного отстает другой корейский концерн – Hyundai. В прошлом месяце в России продали 13 тыс. автомобилей этой марки. Это на 15% меньше, чем в октябре 2020 г. При этом значительно выросли продажи китайских автомобилей, более дешевых по сравнению с другими иномарками. Так, на 199% увеличились продажи Haval, на 175% продажи Chery.
Глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Д-р Томас Штэрцель объясняет просадку рынка новых авто «глобальным спадом производства и новыми проблемами в логистике, связанными с разрывом цепочек поставок». Он уверен, что на преодоление этих проблем уйдет еще много времени.
Между тем, ряд экспертов полагают, что дилеры сами спровоцировали снижение продаж, стремясь продать автомобили с как можно большим количеством дополнительных опций. Они значительно повышают стоимость транспорта, и многие вынуждены вовсе отказаться от покупки. Автомобили в наиболее дешевых комплектациях практически не доступны к покупке. Дилеры предлагают занять виртуальную очередь за такими моделями, при этом не гарантируя сохранения цены. Несмотря на то, что Роспотребнадзор в комментарии Autonews.ru назвал подобный подход незаконным, дилеры продолжают строить продажи именно по такой модели.
Тем более, что к этому располагает и все еще существующий дефицит машин, и политика самих концернов. Так, в конце октября 2021 г. порталу «Лада. Онлайн» стало известно, что «Автоваз» приступает к реализации автомобилей, оснащенных стандартным набором аксессуаров, от которого нельзя будет отказаться клиенту. Стоимость набора в зависимости от модели составит от 8 до 30 тыс. руб.
Руководитель автомобильного издания и канала CarzClub Алексей Шамарин уверен, что рынок новых авто в России продолжит падение. Цены на транспорт продолжают значительно расти, а предпосылок для увеличения доходов населения пока не наблюдается. В таких условиях покупка нового авто будет недоступна для подавляющего большинства жителей России. Ажиотажного спроса, который наблюдался в начале года, также не случится. Он был обусловлен желанием граждан сохранить свои сбережения в условиях растущей инфляции и совершить покупку до повышения цен. Теперь цены повысились, а желающие вложить свои накопления в крупные покупки уже сделали это.
При этом эксперт предостерегает от резкой оценки дилеров, желающих нажиться на покупателях за счет дополнительных опций. Алексей Шамарин поясняет, что они поставлены в такие же условия, как и население – им необходимо выживать в условиях, когда продажи сократились в разы. Поэтому продажи и строятся на предложении многочисленных дополнительных опций и побуждению клиента к оформлению кредита.
Зато рост цен на автомобили положительно повлиял на объем кредитования. Как подсчитали в «Эквифакс», по итогам сентября российские банки выдали более 75,5 тыс. займов на покупку транспорта. Общая сумму предоставленных ссуд составила 87,6 млрд руб. В денежном выражении это на 36% больше, чем за аналогичный период 2020 г. и на 56% больше, чем в сентябре 2019 г. Средний срок кредитования при этом увеличился до 61 месяца, а средняя сумма займа приблизилась к 1,2 млн руб. Совокупный портфель автокредитов к концу третьего квартала перевалил за 1 трлн руб., началу 2022 г. эксперты прогнозируют показатель в 1,15-1,2 трлн руб.
Однако в ближайшем будущем аналитики ожидают охлаждения спроса на автокредиты. Этому будет способствовать снижение конверсии одобренной заявки в выданный кредит. Уже сейчас потенциальных автовладельцев не устраивают ни ставки, ни условия кредитования. После октябрьского увеличения ключевой ставки до 7,5% кредиты станут еще более невыгодными.