Продажи новых авто в России снова просели. Виноваты «накрутки» дилеров или снижение объемов производства?

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России сокращаются четвертый месяц подряд

5 минут
Продажи новых авто в России снова просели. Виноваты «накрутки» дилеров или снижение объемов производства?

Об этом сообщили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Согласно ее статистике, по итогам октября продажи нового легкового и коммерческого транспорта в России сократились на 18,1%. По итогам сентября в АЕБ фиксировали падение продаж авто на 22,6%. Несмотря на сильный скачок в начале года, уже четвертый месяц подряд продажи нового транспорта падают. В Ассоциации связывают это с сокращением объема производства и логистическими проблемами, обусловленными пандемийными ограничениями. Ряд экспертов уверены, что в падении продаж виноваты дилеры, «накручивающие» цены на транспорт.

Как подсчитали в АЕБ, в октябре 2021 г. в России было продано 126,2 тыс. новых легковых и коммерческих автомобилей. В том же отчетном периоде прошлого года продали 154,16 тыс. единиц транспорта. Таким образом, падение рынка в октябре 2021 г. составило 18,1%.

При этом по совокупным результатам продаж в январе-октябре текущего года российский авторынок находится в плюсе. В 2021-м за этот отчетный период было продано 1,31 тыс. авто, в 2020-м – 1,19 тыс., что на 10,5% больше. Удерживать высокую планку пока позволяет бум продаж, случившийся в начале текущего года. Однако если рынок продолжит падение, этого задела не хватит.

Чаще всего в октябре 2021 г. в России покупали новые автомобили марки Lada. Их продали 25,57 тыс. штук. Это почти на треть меньше, чем в октябре 2020 г. Среди иномарок наибольшей популярностью у российских покупателей пользовались новые Kia. Их в октябре текущего года продали 16 тыс. штук, против 21,2 тыс. в октябре 2020-го. Немного отстает другой корейский концерн – Hyundai. В прошлом месяце в России продали 13 тыс. автомобилей этой марки. Это на 15% меньше, чем в октябре 2020 г. При этом значительно выросли продажи китайских автомобилей, более дешевых по сравнению с другими иномарками. Так, на 199% увеличились продажи Haval, на 175% продажи Chery.

photo_2021-10-29_12-54-31.jpg

Глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Д-р Томас Штэрцель объясняет просадку рынка новых авто «глобальным спадом производства и новыми проблемами в логистике, связанными с разрывом цепочек поставок». Он уверен, что на преодоление этих проблем уйдет еще много времени.

«Позитивным и заслуживающим упоминания является то, что несмотря на все трудности, сегмент автомобилей с электрическим приводом продолжает расти. За период с начала года общий объем продаж составил 845 автомобилей, что уже на 118% превышает аналогичный показатель за весь 2020 г. Положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели», – добавляет Томас Штэрцель.

Между тем, ряд экспертов полагают, что дилеры сами спровоцировали снижение продаж, стремясь продать автомобили с как можно большим количеством дополнительных опций. Они значительно повышают стоимость транспорта, и многие вынуждены вовсе отказаться от покупки. Автомобили в наиболее дешевых комплектациях практически не доступны к покупке. Дилеры предлагают занять виртуальную очередь за такими моделями, при этом не гарантируя сохранения цены. Несмотря на то, что Роспотребнадзор в комментарии Autonews.ru назвал подобный подход незаконным, дилеры продолжают строить продажи именно по такой модели.

Тем более, что к этому располагает и все еще существующий дефицит машин, и политика самих концернов. Так, в конце октября 2021 г. порталу «Лада. Онлайн» стало известно, что «Автоваз» приступает к реализации автомобилей, оснащенных стандартным набором аксессуаров, от которого нельзя будет отказаться клиенту. Стоимость набора в зависимости от модели составит от 8 до 30 тыс. руб.

Руководитель автомобильного издания и канала CarzClub Алексей Шамарин уверен, что рынок новых авто в России продолжит падение. Цены на транспорт продолжают значительно расти, а предпосылок для увеличения доходов населения пока не наблюдается. В таких условиях покупка нового авто будет недоступна для подавляющего большинства жителей России. Ажиотажного спроса, который наблюдался в начале года, также не случится. Он был обусловлен желанием граждан сохранить свои сбережения в условиях растущей инфляции и совершить покупку до повышения цен. Теперь цены повысились, а желающие вложить свои накопления в крупные покупки уже сделали это.

При этом эксперт предостерегает от резкой оценки дилеров, желающих нажиться на покупателях за счет дополнительных опций. Алексей Шамарин поясняет, что они поставлены в такие же условия, как и население – им необходимо выживать в условиях, когда продажи сократились в разы. Поэтому продажи и строятся на предложении многочисленных дополнительных опций и побуждению клиента к оформлению кредита.

«Конечно, цены расти будут. Будут дорожать машины, дилеры будут «накидывать» дополнительные услуги. На автомобили существует определенная квота, но даже она, расписанная в начале года, по многим брендам снижается. Естественно, дилерам нужно как-то жить: будет увеличиваться количество «допов» в комплектациях. Многие сейчас очень ориентированы на сервис, на обслуживание автомобилей. Дилерам непросто, и они вынуждены пользоваться разными инструментами», – резюмировал Алексей Шамарин.

Продажи новых авто в России снова просели. Виноваты «накрутки» дилеров или снижение объемов производства.png

Зато рост цен на автомобили положительно повлиял на объем кредитования. Как подсчитали в «Эквифакс», по итогам сентября российские банки выдали более 75,5 тыс. займов на покупку транспорта. Общая сумму предоставленных ссуд составила 87,6 млрд руб. В денежном выражении это на 36% больше, чем за аналогичный период 2020 г. и на 56% больше, чем в сентябре 2019 г. Средний срок кредитования при этом увеличился до 61 месяца, а средняя сумма займа приблизилась к 1,2 млн руб. Совокупный портфель автокредитов к концу третьего квартала перевалил за 1 трлн руб., началу 2022 г. эксперты прогнозируют показатель в 1,15-1,2 трлн руб.

Однако в ближайшем будущем аналитики ожидают охлаждения спроса на автокредиты. Этому будет способствовать снижение конверсии одобренной заявки в выданный кредит. Уже сейчас потенциальных автовладельцев не устраивают ни ставки, ни условия кредитования. После октябрьского увеличения ключевой ставки до 7,5% кредиты станут еще более невыгодными.

«Рынок автокредитования развивается исключительно за счет внутрибанковских факторов: средняя сумма, срок, ставка, повышение долговой нагрузки потребителей и других. Влияние этих факторов может быть нивелировано одномоментно, после чего рынок может ожидать стагнация, глубина которой вряд ли будет зависеть от кредиторов. Быстрый перелом негативной тенденции может произойти, наверное, исключительно за счёт вмешательства государства в виде каких-либо мер стимулирования», - полагает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.

Нравится 100
Ха-ха 41
Удивительно 45
Грустно 32
Возмутительно 32
Не нравится 13




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также