Россияне не успевают осилить автокредиты

К концу текущего года около 60 % автомобилей будут продаваться в кредит

7 минут
Россияне не успевают осилить автокредиты

НАПКА и БКИ «Эквифакс» провели совместное исследование и выяснили, что каждый 13 автокредит сейчас находится в просрочке (в начале года был каждый 15). За апрель-май 2020 года портфель автокредитов сократился на рекордные 40 млрд руб. Это стало максимальным снижением за 5 последних лет. Если в конце марта объем автокредитов равнялся 840,6 млрд рублей, то к июню показатель сократился до 801 млрд. рублей. Таким образом, рынок сократился на 5 % за указанный период.

Аналитики НАПКА и БКИ «Эквифакс» отметили, что в середине июня, сразу после открытия салонов, проявился отложенный спрос. Россияне, что собирались купить автомобиль в апреле-мае, сделали это в июне. За счет этого показатели рынка улучшатся, прирост по сравнению с маем составит около 2 %. По прогнозам экспертов, если второй волны не будет, рынок может восстановиться ближе к зиме, но сдержанными темпами.

На процессе восстановления также скажется ужесточение кредитной политики банков. В ближайшее время кредитные компании не намерены менять свои риск-модели. Если в начале 2019 года процент одобрений автокредитов составлял 50 %, а в начале 2020 года – 46 %, то сейчас он снизился до 40 % по самым оптимистичным показателям.

По мнению аналитиков НАПКА, все меньше граждан могут приобрести автомобиль без использования кредитных средств. К концу текущего года около 60 % автомобилей будут продаваться в кредит. Год назад показатель составлял 56 %, а еще годом ранее – 47 %.

Показатель падения рынка автокредитования сопровождался ростом просроченной задолженности в этом сегменте. За апрель и май 2020 года долги выросли на рекордные с начала 2018 года 4,2 % и к началу июня составляли 51,9 млрд рублей. Доля просроченной задолженности свыше 90 дней в портфеле также увеличилась на 0,6 п.п., до 6,5 %.

Число просроченных кредитов за рассматриваемый период увеличилось на 3,5 %, до 112 тысяч единиц. Их доля превысила 7,2 % в портфеле. Так каждый 13 кредит оказался на грани дефолта против каждого 15 годом ранее.

В топ-5 регионов с самой большой просроченной задолженностью вошли:

  • Москва – 12,1% (в сегменте автокредитования от общего объема),
  • Краснодарский край – 6,2%,
  • Санкт-Петербург – 5,5%,
  • Московская область – 5,3%,
  • Республика Башкортостан – 3,9%.

Люди не готовы отказываться от автомобилей

По словам Артема Деева, руководителя аналитического департамента AMarkets, восстановление экономики займет порядка полутора-двух лет.

Потому как рост просроченных платежей по автокредитам связан не только с тем, что кредиторы отказываются от своих обязательств. Режим самоизоляции был объявлен очень резко, не все оказались готовы к такому развитию событий. Компании допустили задержки в выплате заработных плат, поэтому у населения возникли просроченные задолженности. Некоторые люди привыкли платить в банках, а часть из отделений не работала во время карантинных ограничений.

Артема Деева уверен, что несмотря на тяжелое финансовое положение только небольшой процент (не более десятой части владельцев) откажется от автомобилей, так как для многих граждан авто является не столько предметом роскоши, сколько средством заработка. Для жителей сельской местности автомобиль также является связью с городами.
«Вероятно, сами банки пойдут людям на встречу, так как им гораздо выгоднее вернуть сумму кредита (пусть и не сразу), чем продавать долг коллекторам за бесценок. Финансовые организации могут предоставить владельцам отсрочки, либо рефинансировать кредит на более выгодных условиях», – говорит руководителя аналитического департамента AMarkets.
 

Дешевые автомобили помогут сократить долги

Финансист Владимир Семёнов подтвердил, что данные статистики НАПКА свидетельствуют лишь об одном: покупательная способность населения, даже при учете использования кредитных средств, упала, а возможности выполнения обязательств по кредитам снижаются.

По словам финансиста, это прямо связано с общим ухудшением материального положения россиян вследствие сокращения доходов (в среднем от 20 % до 50 % и выше) в период пандемии. Если у населения падают доходы, то первым делом снижается потребительский спрос, в том числе и на автомобили, а, во-вторых, увеличивается количество невозвратных и проблемных долгов.

Так, у автовладельцев в счет погашения задолженности будут забирать автомобили, причем речь может идти о сотнях тысяч человек, не способных выполнять свои кредитные обязательства. Будет расти и количество просрочек по кредитам, и количество банкротств физических лиц.
«Полное восстановление продаж автомобилей станет возможным лишь в процессе реанимирования российской экономики. На достижение «допандемийного» уровня продаж автомобилей могут уйти годы, так как еще до конца неизвестны и не проанализированы негативные последствия пандемии для российской экономики в целом. Например, пока еще действует мораторий на банкротства, действуют разнообразные льготы предпринимателям, однако рано или поздно эти льготные режимы будут отменены и в этом случае Россию захлестнет очередная волна банкротств», – говорит Владимир Семёнов.
В этой связи, возможен рост интереса к бюджетным автомобилям: граждане с долгами будут стараться ликвидировать их за счет разницы, образуемой между ценой продажи более дорогого автомобиля и ценой покупки более дешевого. Увеличится и спрос на автомобили с пробегом из-за их меньшей по сравнению с новыми автомобилями стоимости.

Частичное восстановление и жесткая политикой выдачи кредитов

Пресс-служба международной финтех компании TWINO в ответ на запрос ДОЛГ.РФ сообщила, что текущее снижение показателей авторынка объясняется введением карантинных мер, однако это не основная причина.

В компании рассказали, что такая динамика сохранит свой тренд из-за дальнейшего падения доходов граждан, которое продолжается уже более 5 лет. В текущих экономических реалиях автомобиль вновь начинает превращаться из средства передвижения в предмет роскоши, поэтому отрицательную динамику демонстрируют объемы автокредитования. Кроме того, согласно данным банков, которые обслуживают зарплатные проекты, в мае-июне снизились заработные платы россиян. Все это напрямую отражается и на рынке кредитования».

Несмотря на некоторое оживление кредитования в сравнении с периодом действия режим самоизоляции граждане с накоплениями стараются действовать более рационально. Например, предпочитают не покупать автомобиль, хотя ранее такое приобретение расценивалось как инвестиционный инструмент, способ сохранить накопления.

Сейчас ситуация изменилась, а потребительские возможности граждан, которые обращались за кредитами или займами, снизились. Те средства, которые они ранее направляли на потребительские расходы, теперь предпочитают тратить на погашение кредитов и долгов.

«Очевидно, что экономика будет восстанавливаться медленно, возможно, только к 2021 году придет в относительно нормальное состояние, хотя некоторые эксперты более пессимистичны касательно сроков выхода из кризиса. Поэтому многие кредитные учреждения сейчас находятся в ситуации неопределенности, как поведут себя заемщики», – отметили в пресс-службе TWINO.

Представители компании также спрогнозировали небольшой рост просрочки в сентябре-октябре 2020 года. Это произойдет в связи с изменением оценки банками и МФО своих рисков с весны текущего года.

Стоит помнить, что во II квартале года МФО в России выдали на 30 % меньше займов, чем в I, когда объем выдач достиг 65 млрд рублей. Однако лидеры рынка смогли быстро адаптироваться под новые условия и быстро отыграть падение выдач.

«С начала лета наблюдалось восстановление рынка, что можно связать с постепенным снятием ограничений и возобновлением работы большинства предприятий и ТЦ. Но повторюсь, что снижение объема выдач было связано с действиями МФО, направленными на выработку мер по сдерживанию просрочки. Спрос со стороны заемщиков практически не снижался».

Кредитные каникулы должны спасти от резкого роста просрочек

Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев обратил внимание на то, насколько негативно три месяца режима самоизоляции отразились на рынке автокредитования.
«Во-первых, население перешло на режим тотальной экономии, в которую редко входят дорогостоящие покупки. Во-вторых, как минимум, на протяжении одного-двух месяцев в принципе продажи остановились в виду того, что все салоны были закрыты. Если в прошлом году автокредитование выросло на 17-20 %, то в этом году при позитивном прогнозе оно будет на уровне 2019 года, при негативном – мы увидим впервые за последние несколько лет снижение в 5-10 %. В этом случае доля просрочки прямо пропорционально вырастет», – говорит президент СРО НАПКА.
Однако, если говорить о реальных дефолтах, то меры поддержки в виде кредитных каникул не должны допустить действительно резкого роста просроченной задолженности. Кроме того, учитывая, что доля автокредитов в общем объеме кредитования составляет 10 %, то ухудшение портфеля в этом сегменте не должно негативно отразиться на банковской отчётности в целом.
Комментировали:
Эльман Мехтиев
Председатель Совета СРО «МиР»
Нравится 4072
Ха-ха 1593
Удивительно 1417
Грустно 886
Возмутительно 709
Не нравится 534




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров