Рынок МФО 2020: закрытие мелких фирм, уход в онлайн, длинные кредиты

4095
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

МФО предрекают, что вскоре офлайн-кредитованию придет конец. Те, кто так и не вышел на интернет-рынок, прекратят свое существование, а остальные смогут выжить за счет длинных займов и банковских клиентов.

Напомним, мы уже рассказывали о том, что МФО беспокоятся за собственные портфели, так как доля «плохих» займов увеличилась до 28,7 % за последние месяцы. Регулятор при этом настроен оптимистично и считает, что после того, как приживутся новые правила о ПДН, ситуация изменится в лучшую сторону.

Чего ждать рынку МФО в 2020, действительно ли сократится количество микрофинансовых организаций и где будут продолжать работу офлайн-компании, если не уйдут с рынка, ДОЛГ.РФ узнал у экспертов.

 

Как изменятся тенденции рынка

Часть МФО уверены, что в течение предстоящего года объем рынка побьет все рекорды. При этом доля займов, которые выдаются офлайн, заметно сократится за это время, и, напротив, онлайн-кредитование продолжит набирать популярность.

Короткие займы сократятся примерно на 4 %, зато рынок увеличится за счет длинных займов. Прирост в этом сегменте обещают на 31 %, при этом к МФО перетечет определенное количество банковских клиентов за счет охлаждения рынка банковского кредитования.

В следующем году за счет офлайн-сделок рынок вырастет на 13 %, а за счет онлайн — на 170 %. В этой связи офлайн-формату выдачи займов предрекают скорую смерть. Вероятно, в этом сегменте будут продолжать функционировать только займы, выданные под залог.

 

Через год на рынке останется только 1 300 МФО

Ирина Хорошко, генеральный директор MoneyMan, входит в группу IDF Eurasia, подтвердила, что по итогам 2019 года объем рынка микрофинансирования действительно превысит 210-220 млрд рублей. Это примерно на 20 % больше, чем годом ранее.

«Мы наблюдаем очень сильный отток из офлайн-кредитования в онлайн. Ожидаем, что по итогам 2019 года каждый второй займ в стране будет выдаваться в режиме онлайн. По нашим оценкам, в текущем году услугами онлайн-компаний воспользуются не менее 7 млн займов, а в следующем количество клиентов увеличится минимум в 2 раза, т.е. до 13-14 млн пользователей», — комментирует ситуацию эксперт.

Офлайн-компании продолжат свою работу, особенно в регионах и небольших населённых пунктах, но доля их будет постепенно снижаться. И если в 2018 году на крупные города и населенные пункты приходилось около 70 % всех выданных онлайн займов, то по итогам 2019 года их будет уже в районе 67-65 %. При этом по итогам 2020 года только каждый второй займ будет выдаваться в крупных городах, по мнению генерального директора MoneyMan.

Ирина Хорошко также спрогнозировала уменьшение количества МФО: по итогам 2020 года в реестре их останется не более 1300 штук. У небольших игроков будет не так много шансов задержаться на рынке и остаться прибыльными.

 

Региональное доминирование вместо полного закрытия офлайн-сегмента

Пресс-служба СРО «МиР» отметила, что о прекращении существования рынка микрофинансирования речи не идет. Услуги МФО востребованы как гражданами, так и субъектами МСП, и нет никаких предпосылок к охлаждению интереса со стороны потребителей.

По оценкам СРО «МиР», в следующем году будет происходить дальнейшая концентрация рынка, обусловленная возрастающей популярностью онлайн-займов у населения. Несмотря на то, что практически каждая вторая МКК заявляет о том, что рассматривает для себя запуск дистанционных выдач, в перспективе ближайших двух лет не все смогут это реализовать на практике при текущих регуляторных условиях.

Сегодня самостоятельно проводить идентификацию заемщиков, необходимую для таких задач, могут только 38 МФК из госреестра. При этом банки крайне неохотно идут на соглашения об идентификации заемщиков МКК, что напрямую сказывается на общем количестве онлайн-игроков. Вряд ли стоит ждать значительного роста в ближайшей перспективе.

«Стремительный рост количества запросов на дистанционное получение денежных средств будет по-прежнему удовлетворяться достаточно узким кругом МФО», — подчеркнула пресс-служба СРО «МиР».

В саморегулируемой организации также пояснили, что попробовать «сыграть на этом поле» в любом случае смогут большие и средние компании. Что касается небольших МКК, то для них затраты на одного заемщика при ограничении цены займа являются нерентабельными, ведь помимо непосредственных затрат на создание самого канала продаж, необходимы затраты на скоринг, антифрод решения, платежного провайдера, привлечение клиентов и т.д.

«Полностью оффлайн-сегмент, разумеется, никуда не уйдет. Скорее можно говорить о региональном доминировании того или иного вида получения займов. В части регионов люди по-прежнему предпочитают и будут предпочитать получать средства «с физическим присутствием». Этот процесс во многом сродни переходу от наличных денежных средств к платежным картам», — обратили внимание в пресс-службе.

СРО «МиР» также ожидает дальнейшее «сближение» условий по займам «до зарплаты» и потребительским займам, которое наблюдалось во второй половине 2019 года. В первую очередь, имеются в виду границы по суммам заемных средств и срокам договора.

 

Рынок МФО в 2020 году ждут консолидация и сегментирование

Надежда Димченко, директор по региональному развитию, клиентским продуктам и сервисам МФК «МигКредит», объяснила, почему логично стремление МФО снизить косты: выдавать в онлайне большие суммы и на более длительный срок.

«Большинство МФО уже давно поняли, что выдавать займы до зарплаты в офисах продаж не выгодно. Это короткие деньги, однако операционные расходы на их выдачу достаточно высоки. Плюс под воздействием регулятора бизнес становится все менее маржинальным. Поэтому онлайн выглядит более привлекательным форматом», — объясняет эксперт.

При этом Надежда Димченко уверена, что о смерти офлайна говорить преждевременно. Однако остается нерешенной главная проблема: как делать полную идентификацию клиента. Без этого сумма займа ограничена 15 тыс. руб. и сроком в 1 месяц.

«Я не думаю, что в офисах продаж останутся только залоговые кредиты. В ближайшие два года этого точно не случится, как раз потому что есть жесткое требование по полной идентификации. Даже при условии совершенствования скоринговых моделей по оценке клиентов, все равно выдачи в офисах несут меньшие риски невозврата», — пояснила представитель МФК «МигКредит».

По мнению Надежды Димченко, наиболее актуальный сценарий для рынка МФО на 2020 год – это консолидация и сегментирование. Скорее всего, произойдет перераспределение клиентских потоков, потому что порядка 30 % МФО, которые работали в сегменте PDL, просто перестанут существовать. Но при этом потребность клиентов в деньгах останется. 

Удовлетворить ее смогут только крупные компании, которые имеют широкую линейку продуктов или услуг, а также обладают продвинутыми финансовыми технологиями и сервисами.

Переход МФО в онлайн вполне закономерен и логичен, однако далеко не все компании смогут адаптироваться к новым реалиям. В любом случае действия регулятора — это движение вперед, стимуляция рынка. Это делает его социально приемлемым и придает дополнительную динамику.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"