У потребителей удаляется активность
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфСберИндекс выявил тренд на сокращение потребительских расходов. Так, на неделе с 5 по 11 октября 2020 года изменение составило -4,8 % от года к году. Сам индекс потребительской активности упал с 75,9 до 73,9 п.п. Аналитики сервиса уверены, что это связано с сокращением разнообразия покупок в ответ на риски второй волны коронавируса.
Авторы исследования опубликовали список выявленных трендов:- В столице и регионах наметилось снижение пассажиропотока.
- Люди стали избегать общественных мест. Показатели снижения расходов в ресторанах достиг 25,9 %, по сравнению с 21,7 % неделей ранее.
- Одежду и обувь стали покупать на 12,1 % реже.
- Общая динамика расходов населения на товары впервые оказалась в отрицательных значениях после снятия ограничений, составив -0,1 %.
- Спрос на услуги упал до -17,8 % с -14,2 % неделей ранее.
- Впервые с июня, когда еще действовали жесткие ограничения, упали траты на непродовольственные товары.
В обществе вырабатывается привычка к меньшей социальной активности, а это несет опасность для экономики и ее отдельных отраслей. Поэтому в ближайшее время никаких компенсаторных явлений, то есть резкого роста потребления, ждать не приходится.
Исследование СберИндекса показало, что население повторяет сценарий покупательского поведения первой волны пандемии: снижение активности, уход в экономию и резкое сокращение спонтанных покупок, считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Для ритейла и сферы услуг такое снижение потребления обернется новым сокращением оборотов и прибыли, что скажется на общих финансовых результатах.
Учитывая, что в прошлый раз трафик и объем продаж не успели восстановиться до «доковидных» уровней, сейчас тенденция на переход в онлайн и антисоциализацию еще больше усилится. При этом тренд станет долгосрочным.
Сокращение расходов основывается также и на ожиданиях населения. Россияне переходят к сберегательной модели, характеризующейся сохранением своих накоплений для использования в период возможного ввода новых ограничений. Однако ожидания нового локдауна сейчас основываются исключительно на слухах, отметил директор департамента клиентского обслуживания ГК TWINO Андрей Варначкин.