У потребителей удаляется активность

3106
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

СберИндекс выявил тренд на сокращение потребительских расходов. Так, на неделе с 5 по 11 октября 2020 года изменение составило -4,8 % от года к году. Сам индекс потребительской активности упал с 75,9 до 73,9 п.п. Аналитики сервиса уверены, что это связано с сокращением разнообразия покупок в ответ на риски второй волны коронавируса.

Авторы исследования опубликовали список выявленных трендов:

  • В столице и регионах наметилось снижение пассажиропотока.
  • Люди стали избегать общественных мест. Показатели снижения расходов в ресторанах достиг 25,9 %, по сравнению с 21,7 % неделей ранее.
  • Одежду и обувь стали покупать на 12,1 % реже.
  • Общая динамика расходов населения на товары впервые оказалась в отрицательных значениях после снятия ограничений, составив -0,1 %.
  • Спрос на услуги упал до -17,8 % с -14,2 % неделей ранее.
  • Впервые с июня, когда еще действовали жесткие ограничения, упали траты на непродовольственные товары.
Падение потребительской активности — следствие не ожидания ухудшений в экономическом положении, а уже ухудшившееся фактическое положение, считает Ольга Минченкова, профессор РАНХиГС.

В обществе вырабатывается привычка к меньшей социальной активности, а это несет опасность для экономики и ее отдельных отраслей. Поэтому в ближайшее время никаких компенсаторных явлений, то есть резкого роста потребления, ждать не приходится.

Исследование СберИндекса показало, что население повторяет сценарий покупательского поведения первой волны пандемии: снижение активности, уход в экономию и резкое сокращение спонтанных покупок, считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Для ритейла и сферы услуг такое снижение потребления обернется новым сокращением оборотов и прибыли, что скажется на общих финансовых результатах.

Учитывая, что в прошлый раз трафик и объем продаж не успели восстановиться до «доковидных» уровней, сейчас тенденция на переход в онлайн и антисоциализацию еще больше усилится. При этом тренд станет долгосрочным.
«Растет число людей, выбирающих образ жизни по принципу «сделай сам». Вместо посещения ресторанов, маникюрных салонов и фитнес-залов люди теперь учатся новым навыкам дома. Это доказывает возросший с начала карантина спрос на МК, курсы и онлайн-программы», — отметил эксперт.
По его мнению, в перспективе это еще больше сократит обороты сферы услуг и ритейла, а уровень потребления будет восстанавливаться длительное время, как и доходы населения. Так, глобальный экономический кризис затянется на годы, и больше всего от этого пострадают субъекты МСП.

Сокращение расходов основывается также и на ожиданиях населения. Россияне переходят к сберегательной модели, характеризующейся сохранением своих накоплений для использования в период возможного ввода новых ограничений. Однако ожидания нового локдауна сейчас основываются исключительно на слухах, отметил директор департамента клиентского обслуживания ГК TWINO Андрей Варначкин.
«С другой стороны, мы сейчас наблюдаем действительно пугающую статистику по росту случаев заболеваемости Covid-19, а количество погибших бьет рекорды. Это стресс для людей, поэтому они и стараются снизить риски: реже посещают общественные места и транспорт», — говорит эксперт.
В Москве режим самоизоляции пока не ввели, однако бизнесу уже рекомендовали 30 % сотрудников перевести на удаленную работу. Часть российских школьников отправили на каникулы, а остальных — на дистанционное обучение. Кроме того, доходы населения продолжают падать, а цены на товары расти из-за волатильности рубля. Эти факторы также сказываются на динамике потребительской активности, отметил Олег Богданов, ведущий аналитик QBF. Так, к концу года вполне можно ожидать падения экономики России на 4-5 %.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"