В России подвели предварительные итоги прошедших «трех волн» амнистии капиталов

3964
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Сейчас в России проходит «третья волна» амнистии капиталов – инициативы федеральных властей по возврату вывезенных из страны денег и имущества. Официально она закончится 29 февраля, однако, поскольку эта дата выпадает на субботу, то реальные сроки окончания амнистии переносятся на 2 марта.

Суть инициативы проста: люди раскрывают перед Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ информацию о принадлежащих им финансах и имуществе, которые находятся за пределами страны. За это государство не накладывает на гражданина никаких санкций: не будет ни штрафов, ни уголовной ответственности. Но, если не задекларировать доходы и активы самостоятельно, пытаясь их скрыть, и в случае, если ФНС РФ их обнаружит, то санкции обязательно наложат. Амнистия капиталов распространяется только на российских резидентов. Гражданство значения не имеет.

 

Какие активы декларируются?

Как уже говорилось, амнистия капиталов предусматривает раскрытие информации о деньгах и имуществе потенциального налогоплательщика. Это значит, что нужно раскрыть сведения:

  • об имеющихся долях участия в зарубежных организациях, ценных бумагах, транспорте, недвижимости и других активах, находящихся в иностранном государстве;

  • о банковских счетах и депозитах, но при условии, что они были открыты до 1 января 2019 года, а последний платеж с зарубежной финансовой организации был совершен в пользу российской;

  • о контролируемых зарубежных организациях.

Не получится задекларировать наличные деньги, брокерские счета, криптовалюту, дебиторскую задолженность, договоры страхования жизни. В специальной декларации таких разделов нет.

 

Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Промежуточные итоги амнистии капиталов

«Первая волна» амнистии капиталов началась 1 июля 2015 года и продлилась до 30 июня 2016 года. За это время резиденты РФ подали свыше 7,1 тыс. деклараций, став первопроходцами в этой сфере, не зная, как государство отреагирует на добровольцев. «Вторая волна» состоялась с 1 марта 2018 года до 28 февраля 2019 года. Здесь резиденты стали смелее, они изучили опыт «первой волны», потому и деклараций стало больше – 11,7 тыс. экземпляров. Достоверные итоги «третьей волны» неизвестны, поскольку она проходит с 1 июня по 29 февраля (фактически – 2 марта) 2020 года. Однако глава ФНС РФ Даниил Егоров уже назвал ее успешной, хотя и не огласил никаких цифр. Он также не исключил, что Министерство финансов РФ может начать «четвертую волну» амнистии капиталов, но это уже на усмотрение ведомства. Пока никаких планов на этот счет нет.

О том, сколько вернулось денег и активов в Россию, ничего неизвестно, ведь эти сведения составляют налоговую тайну. Потому об эффективности инициативы судить сложно. Есть лишь косвенная информация. Например, во время проведения «второй волны» амнистии остатки на счетах банков выросли в 2018 году до 6,32 трлн руб., «прибавив в весе» 600 млрд руб. (по данным Банка России).

Екатерина Романова, партнер по налогообложению и международному праву Юридической фирмы "Консулс", комментируя положение вещей, отметила, что амнистия капитала в моменте не принесла государству какого-либо дохода, так как практически все задекларированные активы и операции освобождались от налогообложения, штрафов и пени, то есть по сути государство даже потеряло существенную сумму поступлений. 

«Однако, если посмотреть на более долгосрочный эффект, то, во-первых, активы, которые были задекларированы в ходе амнистии капитала в противном случае не были бы задекларированы и вовсе, то есть бюджет не потерял доходов, а, во-вторых, задекларированные активы принесут поступления в дальнейшем», – говорит эксперт.
Здесь проста: поскольку налогоплательщики показали свои активы государству, то им необходимо будет в дальнейшем отчитываться по ним, соответственно, в бюджет будут поступать налоги с доходов в виде прибыли КИК, налоги с иностранных брокерских счетов, налоги с дивидендов, зачисленных на иностранные счета, налоги со сдачи в аренду иностранной недвижимости. При отсутствии амнистии капиталов многие налогоплательщики не вышли бы из тени и максимально продолжили бы скрывать имеющиеся доходы, а гос. органам требовалось бы существенное время и административные затраты на выявление таких доходов, чаще всего существенно превышающие суммы потенциальных налоговых поступлений.


Проблемы практического характера 

Екатерина Романова, говоря о недостатках практического плана амнистии, отдельно выделила момент с недостаточно проработанным текстом Федерального закона №140: так были разночтения в отношении амнистируемых периодов и амнистируемых нарушений, порядка заполнения специальной декларации и требований к необходимым подтверждающим документам.

Еще одной проблемой стала организация приема деклараций непосредственно в налоговых инспекциях: долгое время территориальные инспекции не понимали, как и кто должен принимать от налогоплательщиков документы по амнистии капиталов. Во второй волне у Центрального аппарата постоянно менялись требования к тексту и возможности сдачи нотариальной копии доверенности, если специальную декларацию подавал представитель.

«А последние несколько дней срока второй волны амнистии обернулись ужасными очередями на подачу документов в центральный аппарат: наш сотрудник 28 февраля 2019 года (предпоследний день приема деклараций) приехал к центральному аппарату ФНС в 6.40 и был 15ым в очереди! Подать декларацию он смог только часа в 3 дня» – рассказала эксперт.
С учетом существенно меньшего количества декларантов в третьей волне, сейчас таких проблем уже не возникает.


Быть ли «четвертой волне»?

Инициативу об амнистии капиталов эксперты оценивают по-разному. Одни говорят, что «четвертая волна» необходима, поскольку граждане не задекларировали криптовалюту, брокерские счета. Сейчас этого нет, и программа нуждается в расширении, чтобы Россия получила больше денег в бюджет. Другие считают, что самой удачной была «вторая волна» амнистии капиталов, поскольку в январе 2018 года США опубликовали «Кремлевский доклад», согласно которому 210 физических лиц, приближенных к президенту РФ Владимиру Путину, ограничивались в возможностях пользоваться услугами американских и европейских банков. Именно тогда бизнесмены и чиновники заинтересовались спасением своих активов, начав переводить их в Россию. «Третья волна» и последующие, по мнению ряда экспертов, вряд ли будут удачными.

Свое мнение выразил и Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ. Он считает инициативу об амнистии капиталов неудачной по той причине, что она не отвечает на два простых вопроса: «Где находятся данные о результатах мероприятия?» и «Куда будут потрачены деньги, вернувшиеся в бюджет РФ?». Василий Солодков выразил мнение, что информация о результатах амнистии попадает в руки силовых структур, несмотря на режим налоговой тайны. И то, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ временно не интересуется легализованными капиталами, не означает, что любопытство ведомства не проснется в будущем, а потому бизнес находится под угрозой. Интерес к амнистии капиталов у резидентов небольшой, и «четвертая волна» вряд ли случится.

Слова Василия Солодкова подтверждаются случаем, который произошел осенью 2019 года с бизнесменом Валерием Израйлитом. «Ведомости» писали, что ФСБ РФ изъяла специальную декларацию, поданную предпринимателем в налоговую, чтобы использовать ее в качестве доказательства в совершении преступления. И суд не усмотрел в действиях силовой структуры никакого нарушения закона. Валерий Израйлит, один из учредителей компании «Усть-Луга», обвинялся в выводе денег за границу и экономии на поставках труб, закупая некачественные материалы. Бизнесмен участвовал еще в «первой волне» амнистии капиталов, задекларировав сведения о принадлежащих ему банковских счетах, акциях, квартире в Лондоне и зарубежных предприятиях. ФСБ РФ, используя данные декларации, обвинили Валерия Израйлита в том, что он собирался на выведенные деньги купить у компании собственную яхту. Однако он расторг упомянутый договор купли-продажи.

Адвокаты бизнесмена настаивали на том, что налоговую декларацию нельзя использовать в качестве доказательства, если только сам ответчик не предоставил ее. Президент РФ Владимир Путин заявлял, что человек, добровольно задекларировавший свои активы, получает гарантированную защиту от уголовного и административного преследования. Однако сторона обвинения считает, что слова главы государства распространялись только на налоговые преступления. Юристы Валерия Израйлита заявили, что уточнений в словах президента РФ только о налоговых преступлениях не было.

Потому одной только амнистии недостаточно. Нужно создать условия, которые простимулируют граждан не выводить деньги за границу. Также нужно уделить внимание гарантированной защите резидентов от налогового или иного преследования.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги