Водительские права приложили к займам

1059
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Минэкономразвития РФ подготовило законопроект, который позволит брать потребительские кредиты до 15 тысяч рублей, обменивать валюту и заключать договоры с НПФ при помощи водительских прав. Ведомство настаивает на том, чтобы такой вариант стал доступен для финансовых организаций в России. Игроки рынка уверены, что инициатива может быть интересна, особенно для розничных банков, но есть проблемы в степени защиты и доступе информации.

Упрощенная идентификация включает предоставление клиентом ФИО, телефона, номера паспорта, ИНН, СНИЛМ или полиса ОМС. Минэкономразвития РФ предлагает включить в перечень и водительское удостоверение. На рассмотрение Госдумы проект должен попасть к концу 2020 или в начале 2021 года. Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подчеркивал, что России пора переходить к «единому идентификатору». Он должен выполнять функции водительских прав, давать возможность пропуска и получения услуг.
«Проект Минэкономразвития может упростить обслуживание клиентов и сделать банковские услуги доступнее. Естественно, нужно уделить внимание вопросам безопасности, чтобы наряду с упрощением доступа не выросли риски мошеннических действий», — подчеркнули в пресс-службе банка Хоум Кредит.
Речь идет именно об упрощенной идентификации, которая применима лишь к ограниченному списку операций на суммы, не превышающие установленные пороги. Риски здесь могут возникнуть при проверке подлинности водительского удостоверения и принадлежности его конкретному лицу.
«Сам сценарий упрощенной идентификации, безусловно, будет определен законодательством. Хотелось бы, чтобы он предусматривал наличие инструментов для проверки подлинности этого документа, доступных банкам», — отметил директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов.
В этой связи банкам необходимо иметь доступ к достоверной информации о водительских удостоверениях для осуществления проверок. Также, будет необходимость в доработке программного обеспечения банков, что повлечет за собой дополнительные траты.

В СКБ-банке отметили, что проблема нововведения в отсутствии единого реестра водительских удостоверений граждан РФ, — сейчас невозможно делать автоматизированные запросы из банковских систем в эти реестры.

При этом в ГИБДД уже внедрена подобная практика идентификации водителей, напомнил директор по информационной безопасности УБРиР Александр Падерин. По его словам, теоретически такое можно внедрить и в банках, но степень защиты водительского удостоверения все равно останется более слабой, нежели у паспорта.
«Было бы разумно говорить о комбинации документов, например, водительского удостоверения и СНИЛС. С другой стороны, сейчас уже решается вопрос о выдаче электронных документов для водителей», — почеркнул представитель УБРиР.
В Банке ЗЕНИТ добавили, что ранее действовавшее Положение ЦБ РФ № 262-П от 2004 года допускало упрощенную идентификацию по водительскому удостоверению при одновременном выполнении условий об отсутствии признаков отмывания доходов и финансирования терроризма. С 2015 года такая возможность была отменена.
«Повторное внедрение идеи упростит процедуры. При этом риск отмывания денежных средств при операциях с ограничением суммы в 15 тыс. руб. будет минимален», — отметила начальник департамента финансового мониторинга Банка ЗЕНИТ Людмила Соколова.
Речь не идет о замене «паспорта» «водительским удостоверением», отметил Эльман Мехтиев, председатель Совета СРО «МиР». Речь о включении водительского удостоверения в перечень документов, разрешенных к использованию при прохождении человеком процедуры упрощенной идентификации:
«На наш взгляд, на сегодняшний день вряд ли найдется большое количество кредиторов, готовых считать водительское удостоверение основным документом при выдаче микрозаймов. Как минимум, потому что это увеличивает риски мошенничества, что экономически не выгодно самим кредиторам (в случае подтверждения такой ситуации, компания чаще всего просто списывает заем)».
Вот почему речь о водительских правах идет как о «втором документе. В этом ракурсе инициатива действительно направлена на удобство потребителей финансовых услуг, так как права люди носят с собой чаще.

Однако проблемы возникнут и с БКИ. У них просто нет такого идентификатора как водительстве права, как и связки паспортных данных и водительских прав, отметил руководитель управления моделирования и бизнес-анализа МФК «МигКредит» Марат Аббясов. Иными словами, если МФО запросит в БКИ данные для проверки качества клиента, их просто невозможно будет предоставить.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"