Жалобы на коллекторов хотят рассматривать сами коллекторы
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Коллекторы предлагают ФССП и Минюсту РФ внести изменения в новый Закон о взыскании. Они настаивают на том, что все дела по рассмотрению жалоб на негрубые нарушения со стороны коллекторов могут рассматривать сами коллекторы.
Для чего это нужно взыскателям, что получат надзорные органы от такого делегирования и какие существуют альтернативные варианты решения проблемы, узнал портал ДОЛГ.РФ.
Предложения коллекторов
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств направила письмо в адрес двух ведомств – Министерства юстиции РФ и Федеральной службы судебных приставов – и обратила внимание на ряд предложений, которые предполагают внесение поправок в Закон о взысканиях.Документ был разработан в рамках ответа на опубликованный Министерством юстиции на Федеральном портале проектов НПА законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях».
Основным предложением НАПКА стала передача части обязанностей судебных приставов коллекторам взамен на снижение рисков быть наказанными за нарушения.
Ассоциация предложила дополнить Закон о взыскании статьями, которые будут регламентировать такую передачу. По задумке НАПКА ряд поступающих в ФССП жалоб на коллекторов должен перенаправляться самим коллекторам для урегулирования ситуации.
Речь идет исключительно о негрубых нарушениях закона, рассмотрение которых сейчас находится в ведении судебных приставов. Жалобы так и будут продолжать проходить через приставов. Иными словами, ведомство будет всегда в курсе наличия обращений от должников, однако время на запросы документов и рассмотрение мелких претензий будет сэкономлено за счет делегирования таких дел коллекторам.
На поиск решения проблемы у взыскателей будет 30 дней. Причем после того, как инициатор жалобы получит ответ на свою претензию, у него будет еще 30 дней, чтобы обдумать удовлетворяет ли его такое решение. Никакого отзыва претензии\жалобы от должника не потребуется.
Если его не удовлетворяет качество решения вопроса, за должником остаётся право вновь подать жалобу на коллектора. В случае повторного обращения, рассмотрением дела будут заниматься уже приставы. Кроме того, серьезные жалобы об угрозах жизни, здоровью и имуществу со стороны взыскателей также будут продолжать находиться в ведении государственного института.
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Выгоды со всех сторон
Президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев подтвердил, что Ассоциация направила надзору свои предложения по совершенствованию законопроекта и обратил внимание на ряд плюсов от внедрения такого риск—ориентированного подхода к рассмотрению обращений должников:- переориентация цели с многочисленных проверок коллекторов на удовлетворение интересов должника;
- снижение нагрузки ФССП и судов, которые рассматривают подобные административные дела;
- минимизация негативных последствий из—за «пустых» жалоб или обычных недопониманий со стороны должников;
- ФССП будет продолжать быть в курсе всех поступающих жалоб, то есть сокрытие ряда проблем ради ухода от ответственности со стороны коллекторов невозможно.
Инициатива нужная, но неоднозначная
Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и малого, среднего бизнеса, находит инициативу НАПКА интересной.Такое право у граждан, взаимодействующих с коллекторами, уже есть – на сайте Ассоциации есть специальный раздел, онлайн—форма, через которую можно подать жалобу. При этом НАПКА не имеет функций преследований, но может вынести предписания своим членам для точного исполнения положений закона. В этом ключе их желание получить более жесткие полномочия на законодательном уровне понятно.
Другие варианты решения проблемы
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева предложила вместо наделения взыскателей обязанностями по рассмотрению подобных дел передавать их финансовому уполномоченному. Финомбудсмен уже имеет опыт в рассмотрении обращений граждан в отношении страховых компаний и МФО, поэтому и жалобы на действия коллекторов сможет осилить.Алексей Хижняк поддержал идею Евгении Лазаревой о передаче полномочий по рассмотрению таких дел финансовому уполномоченному.
Получить какую-то реакцию ФССП на момент публикации материала не получилось. В Министерстве юстиции редакции ДОЛГ.РФ сообщили, что никаких предложений от НАПКА пока не получали.