Жесткий скоринг: заемщикам МФО выдают менее половины запрошенных денег

3723
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Если клиент решил впервые оформить заем в МФО и направил заявку с указанием конкретной суммы, то ему одобрят заем только на 42% от первоначальной суммы. Такие данные приводятся в исследовании группы IDF Eurasia в России (бренд MoneyMan) за июнь-июль 2021 года, с которым ознакомился ДОЛГ.РФ. Для сравнения, в 2019 году новый клиент МФО мог рассчитывать на 52% от изначально запрошенной суммы займа. В то же время в 2020 году уровень одобрения был еще меньше: новые клиенты могли рассчитывать только на 36% от изначально заявленной ими суммы займа.

К повторно обратившимся клиентам МФО лояльнее. В июне-июле 2021 года компании готовы одобрить 56% от изначально заявленной суммы вторично обратившимся заемщикам. А если клиент постоянный и исправно возвращал долг, то ему организации готовы выдать в долг до 73% от изначально запрошенной им суммы.

В 2019 году уровень одобрения при вторичных займах был выше, и граждане могли рассчитывать на 68% от изначально заявленной ими суммы. Постоянные клиенты могли получить в долг в среднем 82% от размера заявки. Но в 2020 году даже к постоянным клиентам МФО относились с осторожностью. При вторичном обращении клиент мог получить только 45% от изначально заявленной суммы, а при третьем и более обращении — 60%.

Даже добросовестным клиентам, которые не допускали просрочку по платежам, сложно заработать лояльную репутацию у кредиторов, говорит о тенденции генеральный директор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко. Фактор добросовестного поведения в прошлом, по словам эксперта, «теряет вес» в глазах компаний. Но, в то же время, добросовестность остается одним из ключевых факторов для оценки заемщика, при этом на фоне сохраняющейся нестабильности в экономике кредиторы при оценке клиентов стремятся охватить максимальное количество параметров.

Вероятность смягчения скоринга есть всегда, но в текущих условиях большинство крупных участников рынка заинтересованы не только в выдачах, но и в качестве портфеля, что позволяет получать надлежащую доходность в любых условиях, указывает председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Вопрос не в ужесточении или смягчении правил оценки, а в том, насколько это соответствует аппетиту к риску кредитора. И если он готов рисковать — никто ему этого не запретит, но рынок все дальше и дальше от такой парадигмы.

В МФО нет какого-то единого долгосрочного тренда на смягчение или ужесточение скоринга, все изменения являются следствием текущей ситуацией на рынке, указывает директор по рискам ГК Eqvanta Алексей Передерий. Глобальная цифровизация, появление новых источников данных и инструментов для оценки клиентов улучшают качество моделей, что ведет к смягчению скоринга. С другой стороны, наличие шоковых событий в экономике не позволяет клиентам чувствовать себя уверенно и может приводить к росту просрочек, снижению качества портфеля МФО и, как следствие, к ужесточению скоринга.

Смягчение требований к заемщикам возможно, в первую очередь, при условии стабилизации эпидемиологической и экономической ситуации в стране, считает управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева. Это будет способствовать повышению деловой активности населения, росту доходов заемщиков и, как следствие, большей уверенности компаний в платежной дисциплине потенциальных клиентов.

В то же время директор по связям с общественностью МФК «МигКредит» Игорь Петров указывает, что улучшение экономической и эпидемиологической обстановки неоднозначно повлияет на микрофинансовый рынок:

«Улучшение материального положения людей и повышение платежеспособности населения неминуемо приведут к падению спроса на рынке МФО. Но те, у кого такой спрос останется, все равно будут входить в группу риска как для банков, так и для МФО. Если бы МФО имели доступ к кредитам ЦБ РФ, то есть к более дешевому фондированию, у них было бы больше возможностей нарастить выдачи. Но скоринговые модели вряд ли бы претерпели серьезные изменение по тем же причинам».

Ранее ДОЛГ.РФ рассказывал, что сектор микрофинансирования, в который входят микрофинансовые организации (МФО), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК) нарастили объемы портфелей и чистую прибыль. Подробнее — в материале «МФО переходят в онлайн, ломбарды наращивают займы, КПК становятся добросовестнее».

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"