Минфин РФ хочет больше налогов с нефтяников

4189
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Минфин разослал в профильные ведомства проект закона о пересмотре параметров налога на дополнительный доход для нефтяных компаний, который позволит дополнительно собрать с них около 200 млрд рублей за три года. Ранее замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что федеральный бюджет в 2019 году недополучил 213 млрд рублей из-за введения налога на дополнительный доход. В министерстве предложили изменить параметры налога, для того чтобы в будущем избежать выпадения доходов и вернуть потерянные в 2019 году прибыли через введение повышающих коэффициентов по базовой ставке НДПИ для некоторых категорий. ДОЛГ.РФ решил выяснить, насколько это оправдано.

2020 год запомнится россиянам не только беспрецедентной в новейшей истории пандемией, миллионами безработных и крахом малого и среднего бизнеса, потери которого до сих пор посчитать невозможно, но и введением новых налогов, сборов и ограничений.

Перечислим коротко:

  • Минтруд в период пандемии и кризиса предложил новый сбор на «страхование от безработицы», это будет 1 %, он пойдет в специальный фонд, из которого будут выплачивать пособия по безработице. Это ляжет на работодателя.
  • В апреле, в рамках поддержки граждан во время пандемии правительство решило до конца этого года отменить штрафы за просрочку оплаты ЖКХ. А меньше чем через два месяца Минэнерго заявило: если льготный период продлится до конца года, то электростанции потеряют до 600‒700 млрд рублей выручки. Теперь Минэнерго предлагает отменить меру поддержки и вернуть штрафы с 1 июня.
  • Президент Путин предложил сразу два новых налога. Налог в 15 % на дивиденды, которые переводятся на зарубежные счета, и налог в 13 % – на доходы от вкладов более миллиона рублей.
  • В марте цены на нефть упали на уровень конца 90-х годов. И только в России это никак не отразилось на ценах на бензин. Не только из-за специфического налогового регулирования, но также из-за того, что правительство не пускает на рынок зарубежное топливо. Платят за это потребители, приезжая на заправки.
Но это не все. Теперь власти взялись и за свой самый ценный ресурс – углеводородный. Доходы которого, очевидно, тоже не растут.
«Это похоже на усугубление проблем. Сейчас кризис. В кризис априори не стоит никаких налогов повышать. Наоборот надо стараться фискально как можно больше стимулировать экономику. В данном случае получается фискальное дестимулирование. Налоги надо повышать тогда, когда есть слишком высокий экономический рост и риск инфляции. По идее должно быть так.

Не надо забывать, что вся нефтяная отрасль находится в кризисе. Цены на углеводороды низкие и добыча низкая. Если мне не изменяет память, у нас 8 миллионов баррелей добывалось только в 2004-2005 годах. В условиях, когда отрасль в кризисе дополнительно увеличивать налогообложение неправильно. Это можно было бы сделать в прошлом году когда были сверхприбыли у нефтегазовых компаний. Но сейчас это делать не стоит.

Также нефтегазовый рынок монополизирован. У нас Роснефть, Газпром, Лукойл, Сургутнефтегаз и ТАТ-Нефть добывают более чем 80 % всей нефти. Газпром добывает 70-80 % газа. При увеличении налоговой нагрузки на крупные компании неизбежно увеличатся цены на топливо. Как по мне это очень странная инициатива.

Сверхбогатство и сверхприбыли не касаются отраслей. Это касается людей. Роскошь – это именно про это. Если отрасль успешная, ее не надо давить налогами. Если не хотите, чтобы она была драйвером экономики, пусть она тогда будет ее стабилизирующим фактором.

В нефтянке нужно быть аккуратным. Это сырье. И на сырье нельзя допустить, чтобы государство или компании зарабатывали какие-то сверхприбыли. То есть природные богатства должны распространяться и на социальную сферу. Но важно понимать, что нефтегазовый сектор у нас монополизирован. Названные мною компании контролируют около 80 % сектора. У нас очень мало свободных производителей. Они по идее должны выигрывать от дешевых цен на нефть. А есть вертикально интегрированные компании, которые сами производят нефть. И падение цены на нефть или рост налогов они будут компенсировать за счет переработки. Увеличение налоговой нагрузки создаст еще больше проблем», – говорит частный финансист Нарек Авакян.
Помимо независимых экспертов недовольны и специалисты нефтяной отрасли. Причем их оценки выходят за рамки рутинного анализа и носят все больший эмоциональный окрас.

Генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматуллин сравнивает ситуацию с введением налога в 15 % на дивиденды, которые переводятся на зарубежные счета, и налогом в 13 % на доходы от вкладов более миллиона рублей:
«Весь цивилизованный мир, к которому мы стремимся, вводит прогрессивный налог. Америка, Европа, Азия использует прогрессивное налогообложение. Не развивающиеся страны, а развитые. В Германии это 45 % с доходов богатых, у французов еще больше. До Трампа у американцев было 39,6 % с доходов за наемную работу, а с дивидендов – 42 %.

По моим оценкам в России до 3 % процентов сверхбогатых людей. И 10-12 регионов-доноров. Если взять с них не 13 % процентов, а при вывозе капитала не 2 % по оценкам президента.

Сегодня главная беда нашей социально-экономической жизни – это бедность почти 80 % населения. Они не могут купить квартиру. Средняя семья у нас – это 2.8 человека. Чтобы купить среднюю квартиру нужно брать ипотеку на 20 лет и переплачивать 30 %. Это может себе позволить 18 % населения на 2019 год. В 2020 году будет меньше, думаю 15 %. И это жилье эконом-класса, где на одного человека приходится 25 квадратных метров. И еще 3 % у нас богатых. И того у нас 80 % бедные или нищие. Они ничего купить не могут.

А главный драйвер в рыночной экономике – это покупательный спрос. При нынешнем состоянии системы экономика никогда расти не будет. Надо делать передел доходов за счет прогрессивной шкалы налогообложения. То есть забрать у сверхбогатых. Но придумка с 200 миллионами от нефтяных компаний – это просто сюжет, который к росту экономики не имеет никакого отношения. Это уровень птичьих мозгов Минфина. Ничего они придумать не могут – надо менять социально-экономическую политику. Если ее не поменять, то будет социальный взрыв. Я этого не хочу. Поэтому говорю – поделитесь.

Нефтяная отрасль у нас не бедная. Она не может сегодня заниматься залихватскими проектами Северного Ледовитого океана, где сверхдорогая добыча – там огромные затраты, а нефть стоит больше 50 долларов. Посмотрите хотя бы возможности инвестирования туда, откуда нефть выходит по 45 долларов. Еще надо учитывать, что не будет роста экспорта нефти, потому что потребление нефти не будет расти.

Если у нас всего 12 регионов-доноров, то остальные 73 региона дотационные. И есть 2 самых богатых региона в которых ничего не добывается: это Москва и Питер. Я не говорю, что надо все отнять и поделить. Нам нужно переделывать налоговую систему. Не должно быть, чтобы в Москве 80 % денег крутилось. Невозможно же когда в Москве мылом моют тротуары, а в Норильске с советских времен не ремонтируют инфраструктуру. Это значит, что вся система порочна.

Надо переделать налоговую систему, чтобы часть НДС оставалась в регионах. Надо отдавать больше регионам чтобы они развивались. Тогда нужны другие губернаторы, не воры и не шестерки, которые носят портфели в центр. Иначе страна не будет развиваться».
Тот факт, что такие оценки дают не оппозиционеры, а вполне системные люди, напрямую относящиеся к нефтегазовой отрасли, как минимум вызывает большую настороженность. Впрочем, как и заголовки СМИ про то, что Минфин своей инициативой пошел против Игоря Сечина. Получить комментарии главы «Роснефти» не удалось, однако, мы следим за развитием событий, исход которых предсказать невозможно.


Иван Афонин

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"