На двух фискальных стульях: кто будет платить за налоговые послабления для IT-сферы
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф23 июня в своем обращении к россиянам президент России Владимир Путин сообщил обнадеживающую новость: вскоре IT-компании станут платить меньше налогов в казну. Однако уже на следующий день Минкомсвязи дополнила слова президента и отметила, что кому-то все же придется компенсировать выпадающие доходы. Правительство приняло решение, что этот пробел в бюджете они закроют за счет возвращения НДС для программного обеспечения.
Кредитные организации отреагировали на инициативу радикально негативно, ведь их собственные продукты не облагаются НДС, а значит – взаимозачет невозможен. Банкиры настаивают на сохранении льготы, в противном случае, прогнозируют рост цен на услуги и задержки в цифровизации отрасли.ДОЛГ.РФ решил выяснить, почему банки предупреждают о задержках перехода в цифру, к чему приведет налоговый маневр и удастся ли российским властям сдержать поток кадрового состава IT за границу.
Чья идея, зачем все это нужно, и кто в итоге выиграет
Глава правительства Михаил Мишустин, которого часто называют «поклонником цифровизации», подготовил налоговый маневр для IT-области. В рамках реформы он предложил снизить ставку страховых взносов с 14% до 7,6%, а ставку налога на прибыль — с 20% до 3%. Такое послабление планируется использовать для улучшения предпринимательскойIT-среды в стране и возможного стимула, чтобы остаться и работать именно в России.Однако, позитивная мера для бизнеса может неизбежно повлечь за собой негативные перестановки для других секторов. Сократившийся от послаблений для IT-компаний бюджет придется пополнять из других источников, и первым решением в этом вопросе стала отмена льгот по НДС для программного обеспечения с 2021 года.
Власти уверены, что нашли компромисс: НДС компании смогут компенсировать за счет субсидий, если софт числится в реестре российского программного обеспечения. Однако эксперты парируют: субсидии смогут получить далеко не все (90% выручки компания должна получать за счет разработки ПО, а в штате должно быть не менее 7 сотрудников), цены на софт вырастут, соответственно, спрос упадет.
Выгодной новация может оказаться только для разработчиков, которые реализуют свою продукцию за рубежом: НДС отсутствует, а налоги на персонал и прибыль вполне адекватные. При этом модель должна быть не продуктовая, а аутсорсная.
Юрист и обозреватель ДОЛГ.РФ Татьяна Малявина считает, что цель таких изменений – не допустить дальнейший отток компаний, осуществляющих деятельность в IT-сфере, из страны, и поспособствовать возврату тех, кто уже уехал.
На первый взгляд, указанные условия выглядят довольно привлекательными, ведь максимально приближены к условиям, действующим в популярных, с точки зрения IT-бизнеса, юрисдикциях. Например, на Кипре налог на прибыль составляет схожие 2,5%.
Представителями IT-сферы такие изменения также были восприняты положительно. Отмечалось, что они смогут поспособствовать росту технологического предпринимательства внутри страны, а также привлекут мировые стартапы размещать разработку на территории России.
Однако на практике возникают следующие трудности. На данный момент, для применения пониженных страховых взносов необходимо, чтобы 90% доходов поступало от услуг разработки программного обеспечения. Такие критерии не позволяют многим компаниям воспользоваться льготой, ведь основную прибыль крупные IT-компании получают от рекламных услуг.
Одним из вопросов остается, будет ли учтена такая специфика деятельности при подготовке законопроекта, или он не будет рассчитан на крупных участников IT-рынка.
Кроме этого, весь положительный эффект от озвученных Президентом льгот, затмевается тем, что будут отменены льготы по НДС в отношении программного обеспечения. Такой «маневр» приведет к росту цен для потребителя, и, соответственно, снижению спроса. Таким образом, можно говорить о том, что налоги увеличились именно для производителей программного обеспечения и стали оборотными.
В Правительстве сообщают, что уплаченный НДС будет возвращен в виде госсубсидий в автоматическом режиме. Но у представителей бизнеса с государственными деньгами связаны не самые приятные впечатления. Всем известно, что каждый такой платеж должен иметь цель и за него следует отчитываться. Не исключено, что у каких-то руководителей могут возникнуть проблемы с законом, если они неправильно отчитаются по такой субсидии.
Учитывая все вышеуказанное, можно предположить, что наиболее выгодной моделью организации IT-бизнеса в России с учетом названных изменений будет являться аутсорсная. Такая компания будет осуществлять разработку проектов на заказ, а продавать за рубежом. Следовательно, НДС уплачивать будет не нужно – ставка по налогу на прибыль одна из самых комфортных в мире, а ставка по страховым взносам также на минимальном уровне.
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Что хорошего в новом налоговом маневре и почему банки против возврата НДС
Сергей Русанов, член правления, руководитель IT-блока банка «Открытие», назвал ДОЛГ.РФ четыре положительных момента налогового маневра для IT-отрасли:- увеличение объемов и качества производства ИТ-продукции за счет бо́льших объемов реинвестирования прибыли;
- снижение цен на предоставляемые продукты и услуги;
- удержание отечественного ИТ-кадрового состава, в том числе снижение оттока за рубеж;
- повышение конкурентоспособности российских ИТ-компаний и укрепление позиций на зарубежных рынках.
Банки не имеют налоговых послаблений для работающих в штате ИТ-специалистов, при этом вынуждены будут покрывать НДС. В кризисной ситуации банки не могут позволить себе значимого роста затрат, и ИТ-бюджет не является исключением, его рост напрямую зависит от доходов бизнес-подразделений. Банки вынуждены будут искать компромиссные решения, чтобы не прирастать по расходам, а это значит, скорее всего, будут пересматриваться планы и ИТ-проекты, банки будут искать возможности для оптимизации работы и отказываться от части инициатив.
В совокупности с инициативами по импортозамещению скорость информатизации и цифровизации коммерческих банков, не получающих господдержки на такого рода инициативы, может ощутимо снизиться», – говорит директор по информационным технологиям Росбанка.