Бизнес уходит в «серую» зону и самозанятость из-за высоких налогов. Как вывести предпринимателей из тени?

3238
Время чтения - 5 минут
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

Чтобы сократить расходы на обязательные отчисления в бюджет, предприниматели вынуждены уходить в «серую» зону или же переводить сотрудников в статус самозанятых. Об этом рассказали представители бизнес-сообщества в рамках делового завтрака с уполномоченным по правам предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой. 80% участников встречи с бизнес-омбудсменом убеждены: налоговую нагрузку на бизнес нужно сокращать, только это побудит его работать в «белую». Некоторые эксперты и вовсе предлагают освободить от обязательных отчислений в бюджет предприятия с оборотом ниже 60 млн руб. в год.

Проблема налогов всегда волновала предпринимателей. В пандемию, когда обороты многих отраслей упали кратно, она стала еще более острой. В целях экономии и для поддержания бизнеса «на плаву» многие собственники стали работать по «серым» схемам (без провода транзакций через ККМ, с использованием контрафактного оборудования и проч.) или расформировать штаты и переводить сотрудников в режим самозанятости, в рамках которого уплата налога ложится на плечи самого работника. Особенно явно эти «тренды» проявились в бьюти-индустрии (парикмахерские, SPA-салоны, косметологические центры и др.), которая стала одной из наиболее пострадавших в пандемию.

Как отметила общественный уполномоченный по вопросам индустрии медицинских SPA и клиник эстетической медицины Наталья Филиппова, в 2020-м объем косметологических услуг, оказанных «на дому» увеличился в 2 раза. Совокупный объем «серого» рынка косметологических услуг по итогам прошлого года составил 56 млрд руб. 11% таких услуг сегодня оказываются в частных кабинетах, еще столько же — в салонах красоты со специалистами не имеющими необходимой лицензии и квалификации. Росту «серого» рынка косметологии, как полагает эксперт, способствуют законодательные пробелы и недоработки, главная из которых — неравенство степени ответственности за некачественно оказанные услуги. Как рассказала эксперт, если ущерб клиенту нанесет мастер, работающий сам на себя, он может отделать штрафом в 2 тыс. руб. Если же нарушение допустит сертифицированный мастер, работающий в штате некоего ООО, то здесь дело может дойти до уголовной ответственности. При таких рисках, отсутствии должного контроля и ужесточении требований государства (например, продвижение нормы о том, что косметологическим центром может руководить только врач) у предприятия, работающего в статусе ООО, велик «соблазн» работать с мастером-самозанятым, чтобы не нести ответственности за его деятельность. В результате таких «манипуляций», как пояснила Наталья Филиппова, до 50% «горе»-мастеров остаются безнаказанными. Также эксперт сообщила, что большая проблема — контрафактная продукция, только среди инъекционных препаратов на нее приходится до 56%.

«Обелить» рынок косметологических услуг Наталья Филиппова предлагает с помощью идентификации его участников. По ее мнению, каждому из них необходимо обязать получить ID или QR-код и сформировать из них на сайте Росздравнадзора открытую базу, через которую можно было бы проверить мастера и его квалификацию. Кроме этого, Наталья Филиппова полагает, что ID или QR-код должен стать для участника рынка «пропуском» на маркетплейс или сайт-агрегатор, сейчас объявления на таких сервисах никто не проверяет. Еще одно предложение, озвученное экспертом, — уравнивание степени ответственности ИП, самозанятых и ООО за некачественно оказанные услуги.

Президент Ассоциации частных многопрофильных клиник Москвы Александр Грот добавил, что кроме контрафактных препаратов большой проблемой в России является незарегистрированное оборудование. Причем, в этом виноваты не только не чистые на руку участники рынка, желающие сэкономить. Как пояснил эксперт, порядок регистрации иностранного медицинского оборудования в РФ сегодня очень сложный и может занять 2-3 года. За это время оборудование потеряет свою актуальность. Зная об этой ситуации, многие производители, привыкшие ежегодно модернизировать свою продукцию, просто не хотят работать в России, что дает простор для «творчества» их коллег, работающих в теневом секторе.

Общественный уполномоченный по beauty-индустрии, вице-президент Ассоциации предпринимателей̆ индустрии красоты Нина Литвинова обратила внимание на подмену трудовых отношений режимом самозанятых. По ее данным, за 2020-ый количество самозанятых выросло с 3 тыс. до 9 тыс. человек. При этом отток работников из предприятий индустрии красоты достиг 26,6 тыс. человек — это и увольнения из-за финансовых трудностей компаний, и перевод в режим самозанятых, и переход «серую» зону. И если первый фактор зачастую не зависит от воли собственника, то последние два он использует осознанно, чтобы сэкономить на налогах и сократить объем предъявляемых требований.

«Яркий пример — вакцинация. Согласно постановлению властей Москвы, на предприятии, работающем в сфере услуг, должны быть вакцинированы не менее 60% сотрудников. Но нужно понимать, что речь идет только об оформленных в штат работниках. Если ты, как собственник, сотрудничаешь с самозанятыми, то это требование можно не соблюдать. И это только один из примеров», — сказала Нина Литвинова.

Решить эту проблему можно с помощью сокращения налоговой нагрузки. Как известно, объем обязательных отчислений работодателя за своего сотрудника может доходить до 30-40% (НДФЛ плюс пенсионные, страховые отчисления и проч.). Даже снижение только этой цифры побудит собственников к «обелению» своей деятельности и формированию полноценных штатов работников. Кроме этого, проводя опрос среди 3 тыс. предприятий бьюти-индустрии, Нина Литвинова выяснила, что они остро нуждаются в дешевых беззалоговых инвестиционных кредитах, которые сегодня довольно сложно получить из-за ограниченности объема средств, выделяемого на такие займы.

Общественный уполномоченный по самозанятым и микробизнесу Дмитрий Потапенко, также выступивший на деловом завтраке с Татьяной Минеевой, вообще считает, что бизнес с оборотом до 60 млн руб. в год необходимо освободить от отчислений в бюджет, как и самозанятых граждан. Проблем в массовом переводе сотрудников компаний в режим «самозанятости» эксперт при этом не видит. Он полагает, что симбиоз ИП, ООО и самозанятых — единственная конструкция, которая является рабочей в современных реалиях.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги