Чиновникам предложили заняться киберспортом
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфРоссия была в числе первых стран, признавших киберспорт официальным видом спорта. Однако взаимоотношения киберспортсменов с государством и игровыми клубами, которые они представляют, до сих пор законодательно не урегулированы. Также за рамками правового поля остается деятельность компаний, связанных с индустрией, — у них нет своих ОКВЭД (общий классификатор видов экономической деятельности), а значит, они не могут претендовать на преференции и льготы.
Выручка российского рынка киберспорта за год выросла более чем в два раза и достигла 28,6 млн долларов. Настоящий «бум» случился в пандемию: на самоизоляции многие предпочитали проводить время за компьютерами и игровыми консолями. По прогнозам PwC, до 2024 года этот сегмент будет расти в среднем на 14,9% в год. В связи с положительной динамикой киберспорт все чаще обращает на себя внимание не только специализированных компаний (производителей игр и техники), но и предприятий из других отраслей: фармацевтической, автомобильной или банковской. На сегодняшний день аудитория киберспорта в мире превышает 500 млн человек, в РФ — 10 млн человек.
Для отрасли не предусмотрено индивидуальных регуляторных инструментов, из-за чего у компаний и сотрудников, работающих в этом сегменте, нередко возникают трудности, особенно во взаимоотношениях с государством.
Он также уточнил, что «узаконивание» отрасли киберспорта в РФ позволило бы ей претендовать на покупку оборудования или аренду помещений. Директор по стратегическому развитию My.Games (часть Mail.ru Group) Илья Карпинский предполагает, что такие меры поддержки были бы особенно полезны малым и средним предприятиям, работающим в сегменте киберспорта. Если у крупных зарубежных корпораций, работающих на территории РФ, не возникает финансовых проблем и запросов на льготы, но у МСП такая потребность есть.
По словам Ильи Карпинского, компании, производящие игры в РФ, ежегодно зарабатывают порядка 4,5 млрд долларов. Но эти деньги, ввиду иностранного резидентства их производителей, уходят из страны. Партнер и руководитель практики юридического дивизиона консалтинговой компании Rights Business Standard Павел Русецкий считает, что законодательное регулирование отрасли позволило бы частично «удерживать» эти деньги в РФ и развивать новое направление в экономике.
Еще одной проблемой, с которой сталкивается сегмент киберспорта, бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева назвала двойное налогообложение. Получая приз на игровом турнире за рубежом, спортсмены должны заплатить налоги (например, в США — около 30%) и по приезду в Россию (13% НДФЛ). Если же призовые будут официально как зарплату проводить через клуб, где состоит спортсмен, то согласно законодательству РФ, нужно будет заплатить еще более 40% обязательных взносов в бюджет (страховые, пенсионные и проч.). В результате до самого игрока доходит лишь часть заработанных им средств. Безусловно, есть правовые способы обойти двойное налогообложение, но они чрезвычайно сложные с бюрократической точки зрения, отмечает Нарек Сираканян. Эффективно могут ими воспользоваться только большие компании со штатом юристов. Еще тяжелее ситуация становится, когда спортсмену меньше 16 лет.
Илья Карписнкий добавляет, что с проблемой блокировки транзакций в банковской системе сталкиваются не только несовершеннолетние спортсмены в России. По его опыту, в такой ситуации может оказаться игрок любого возраста в любой стране: банки чрезвычайно подозрительно относятся к непонятным для них операциям. Решить этот вопрос в РФ, как считает Татьяна Минеева, можно за счет разработки ЦБ инструкции для таких транзакций. Бизнес-омбудсмен отмечает, что проблему вполне реально решить в самое ближайшее время, ведь ЦБ готов к диалогу.
В числе прочего, Татьяна Минеева и Павел Русецкий считают, что необходимо внести поправки в Налоговый кодекс РФ, регламентирующие администрирование компаний, работающих в сегменте киберспорта и сопутствующих отраслях. По их мнению, это позволит сделать отрасль более прозрачной и, соответственно, более привлекательной для инвесторов. Илья Карпинский же уверен, что править целый кодекс ради пока еще небольшого сегмента — нецелесообразно. Эксперт уверен, что ситуации может помочь строгое соблюдение уже имеющих правил кодекса, отмена части неэффективных законодательных норм и разработка дополнительных пояснений.