Минфин и ФНС пойдут на рынок за наличкой

989
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Минфин и ФНС подготовили поправки, ужесточающие контроль за наличием кассового оборудования у продавцов, торгующих на розничных рынках. Проверять наличие касс обяжут компании, управляющие рынками. Если они допустят к работе арендаторов без кассового оборудования, им может грозить административная ответственность. Цель ужесточения контроля — сокращение теневого оборота наличности.

Задачу усилить контроль за продавцами на розничных рынках еще в прошлом году поставил Владимир Путин после того, как на крупнейших рынках страны (по данным «Интерфакса» среди них были московские «Фуд Сити» и «Садовод») были выявлены многочисленные случаи обхода касс и выведения наличности через офисы российских банков в страны ближнего зарубежья, а также во Вьетнам и Китай, откуда осуществляются поставки товаров. Год назад теневой оборот наличности на рынках оценивался в 10 млрд руб.

В Минфине отметили, что кроме вовлечения большого числа участников в незаконную банковскую деятельность, отсутствие касс снижает дисциплину продавцов и производителей товаров. Нельзя проследить историю реализуемой продукции, а значит нельзя быть уверенным в ее качестве и адекватности цены на каждом этапе перепродаж.

«В результате осуществляется продажа нелегальной санкционной, а также контрафактной продукции, что может нести риски, в том числе с точки зрения безопасности здоровья потребителей», — считают в министерстве.

В существующем законодательстве о кассах нечетко прописаны те случаи, когда оборудование может не применяться. Этой «лазейкой» охотно пользуются недобросовестные арендаторы. Используя довольно размытую формулировку закона, они мимикрируют под льготные категории, хотя фактически не имеют такого права.

«Вопрос нарушения правил участниками розничных рынков также поднимался и предпринимательским сообществом, так как продавцы, уклоняющиеся от использования ККТ, получают конкурентные преимущества перед теми, кто ведет бизнес легально. При этом практика госконтроля за деятельностью розничных рынков показывает незаинтересованность, а зачастую, сопротивление управляющих компаний процессу легализации торговли на своих объектах», — отмечают в Минфине.

Чтобы решить вопросы с теневой наличностью и недобросовестной конкуренцией, Минфин и ФНС подготовили ряд поправок в законы о кассовом оборудовании, розничных рынках и Кодекс административных правонарушений. Прежде всего, они коснутся управляющих рынками компаний, для которых усилят ответственность за отсутствие кассового оборудования у арендаторов.

Пакет поправок включает в себя сокращение перечня случаев, при которых кассовое оборудование на розничном рынке может не применяться. Также, авторы инициативы хотят уточнить обязанность арендаторов предоставлять арендодателям документальное подтверждение наличия кассового оборудования.

Управляющие компании, в свою очередь, должны будут передавать эти сведения в ФНС с использованием специального электронного сервиса (находится в разработке). Информация должна будет актуализироваться по мере проведения проверок наличия у арендатора зарегистрированной кассовой техники.

Законодатели хотят прописать санкции, которые управляющая компания может применить к арендатору по факту отсутствия у него кассового оборудования. Для самих УК предусмотрят наказания за допуск на рынок продавцов без касс. Вопрос о том, какими именно будут санкции, пока еще обсуждается, пояснили в ФНС. Ясность есть только относительно самой мягкой меры — вынесение предупреждения. Порядок ее применения значительно упростят.

При этом в Минфине подчеркивают, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан изменений не предусматривается — будет сохранено право неприменения кассового оборудования.

В ФНС отмечают, что обеление розничных рынков создаст равные конкурентные условия для ведения бизнеса при различных форматах торговли. Законодательство о применении кассового оборудования на розничных рынках не менялось с 2003 года: тогда не было онлайн-касс, а порядок — кто должен применять кассу на рынке, а у кого нет такой обязанности — оказался размыт.

Применение кассового оборудования как инструмента контроля за оборотом наличности на рынках будет способствовать формированию эффективного мониторинга цен на продовольственные товары, уверена эксперт экономического факультета РУДН Анжела Литвинова. Благодаря этому можно сформировать адекватную статистику для ретроспективного анализа реализованных за период товаров и спрогнозировать расширение необходимых продуктов собственного производства в стране. Так, данная мера стабилизирует и уравновесит отношения между всеми участниками рынка, осуществляющими торговую деятельность на всех рынках страны за счет формирования четких правил и нормативов, одинаково регламентирующих деятельность для всех.

«Кроме того, эти нововведения просто необходимы для определения четких и понятных действий управляющих компаний на рынках, которые из-за отсутствия определенных правил устанавливали их самостоятельно, что, с одной стороны, было ориентировано на гражданско-правовые отношения, с другой, допускало разночтения в управленческих механизмах и не позволяло установить ответственность за принятое решение о допуске таких арендаторов на рынок. Это действительно нарушало баланс и справедливость по отношению к ответственной и честной предпринимательской деятельности», — говорит Анжела Литвинова.

Председатель комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, Член Комитета по международной политике РСПП, Председатель Совета Ассоциации Антикризисных Управляющих «Гарантия», Руководитель Общественной приемной по вопросам санации и банкротства при Уполномоченном по защите прав предпринимателей города Москвы в СВА Павел Пенкин отмечает, что вопрос конкурентных условия всегда остро стоял среди предпринимателей. И в этом ключе, продавец, работающий на теневом рынке, имеет преимущество перед тем, кто добросовестно ведет учет доходов.

«И в решение этого вопроса ФНС действует очень изобретательно, все началось с усиленного контроля над уплатой НДС, вышло программное обеспечение, помогающее выявить нарушителей, далее подписание Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансового информацией с компетентными органами 48 государств (территорий) и сегодня решается вопрос по контролю наличных денежных средств. Ранее поправки в 115 ФЗ РФ заставили вздрогнуть большую часть предпринимателей. Еще одно подтверждение, что ФНС не стоит на месте, с каждым днем правила становятся жестче и все идет к полному обелению бизнеса, что в свою очередь создаст равные условия для предпринимателей», — говорит Павел Пенкин.