Как должна работать процедура санации бизнеса в России

3125
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Татьяна ШИШМАРЕВА, к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина, (Россия).

— Многие проблемы несостоятельности (банкротства) в РФ и Германии совпадают. В этом ключе я прежде всего хотела бы назвать такую проблему: в 2019-2020-м порядка 60% дел о банкротстве в России были прекращены в связи с отсутствием конкурсной массы у должника. Это непомерно много. То есть эти должники входят в процедуру банкротства, но толку от нее в связи с отсутствием имущества, конечно, не будет: ни санировать, ни ликвидировать нечего.

Возможно, проблемы таких должников нужно решать иным образом. Например, прекращать деятельность таких юрлиц, раз у них отсутствует имущество. Это можно делать по уже известной процедуре исключения из реестра лица, как недействующего. А проблемы, связанные с выводом активов, решать такими способами, которые используются в Германии: через внеконкурсное оспаривание сделок и через привлечение к субсидиарной ответственности вне конкурса, которая уже в РФ активно используется. То есть, вышеобозначенные проблемы можно решить, не прибегая к процедуре несостоятельности.

Еще одна проблема заключается в том, что мы очень поздно начинаем процедуру санации. Чем раньше обнаруживаются проблемы у должника – тем скорее надо их решать. Здесь будет полезен опыт Германии. Прежде всего, право законодательства этой страны вводить процедуру несостоятельности как угрожающей приведению к неплатежеспособности, когда можно застать должника на более ранней стадии кризиса, соответственно, помочь ему с меньшими усилиями и затратами, а не ожидать, когда он войдет в более тяжелую стадию и начнет просто выводить свои активы.

Можно говорить и о том, что необходимо менять цели законодательства о несостоятельности. И указать, что мы производим санацию не только самого должника (он не всегда способен к санации). Нужно говорить о санации предприятий должника, и производить ее не только в процедуре финансового оздоровления и внешнего управления, но и проводить санацию предприятий должника и в стадии конкурсного производства. Так делается в Германии, где единая процедура санации, и ее можно применять одновременно с процедурой ликвидации. Такие практики следует вводить и в РФ.

Я также думаю, что любая санация будет возможна и легко пойдет во внесудебном порядке. Полагаю, что не всегда нужно в рамках особой процедуры этой делать, достаточно закрепить самые общие средства. Но однозначно пока сказать нельзя, необходимо смотреть, как это будет реализовано, в том числе и за рубежом. Пока прецедентов с внесудебной санацией немного.

Кроме этого, мне видится необходимой норма о санационных кредитах. Наверное, нужно оказывать меры помощи должникам. Процедуры внесудебных санаций вводятся в тех странах, где они применяются, исключительно потому что там созданы специальные фонды: фонд для кредитных организаций, для страховых организаций. Также сейчас вносятся изменения в законодательство для создания такого фонда для пенсионных организаций.

Это насущная проблема, государство должно предоставить особые условия для получения таких санационных кредитов. Иначе такая санация не будет реализована. Также мне кажется, что у нас могут быть чрезмерно зарегулированы все эти отношения по санации, поскольку нет свободы у должников и кредиторов, а такую свободу нужно предоставить.

В Германии применяется дерегулирование. В рамках него свобода участникам санации все-таки предоставляется, и они по своему усмотрению могут решать такие проблемы. А то, что мы чрезмерно это все регулируем и вносим в закон соответствующие предписания, наверное, не во благо бизнеса. Я думаю, что нужно учесть опыт Германии и не радикально изменять закон, а попробовать сделать этот точечно, чтобы пошли процедуры санации – как судебные, так и досудебные.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"