Счетная палата видит риски неисполнения контрактов государственного страхования
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфГлавный риск Счетная палата РФ видит в том, что статус СЗСО в законе в настоящий момент не закреплен, в отличие от банков и платежных систем. Системно значимыми признано 20 страховых компаний, на которых приходится 77 % премий.
Государственный аудитор считает, что страховщики могут не выполнить своих обязательств перед государством. За 2017-2019 гг. СЗСО допустили 26 нарушений в сфере платежеспособности и финансовой устойчивости. Однако закон не ограничивает страховщиков от участия в государственных закупках, несмотря на выявленные Банком России несоответствия.
Говоря непосредственно о расходах главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на страхование, аудитор отметил, что в проверяемый период страховые услуги им преимущественно предоставляли три компании: «СОГАЗ», «ВТБ Страхование» и «МАКС». Все они относятся к СЗСО, и за 2017 – 2019 годы они получили 86,2% уплаченной ГРБС страховой премии.
«Начиная с 2012 года, когда введены новые размеры выплат для военнослужащих, бюджет заплатил страховщикам значительно больше, чем они выплатили выгодоприобретателям. В абсолютных цифрах это примерно 25 млрд. рублей. Огромная численность застрахованных, несколько миллионов человек, сама по себе обеспечивает диверсификацию рисков и ограничивает ущерб. Потенциально, это крупный резерв экономии бюджетных средств, – подчеркнул аудитор. – Поэтому мы предлагаем еще раз рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения в этой сфере страховых механизмов в нынешнем виде».
На ОСАГО за счет федерального бюджета в трех проверявшихся компаниях было потрачено свыше 1 млрд. рублей. При этом коэффициент выплат оказался для ГРБС в 4,5 раза меньше, чем в целом по договорам автогражданки, и составил лишь 17% уплаченных страховых премий. «Автомобили государственных чиновников проходят регулярный технический осмотр, их водят профессиональные водители. Осмотр личного состава также проходит регулярно. Они гораздо реже попадают в ДТП. В целом это говорит о негибкости сегодняшней системы тарифов – она не учитывает низкие риски для определенных категорий страхователей, в том числе и ГРБС», – пояснил Алексей Саватюгин.