Пандемия смогла «обелить» малый бизнес

638
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Агентство Magram Market Research вместе с «Опорой России» и Промсвязьбанком провели опрос малого бизнеса и выяснили, что пандемия коронавирусной инфекции стала причиной некоторых улучшений на рынке. В частности, предприниматели заметили, что значительно выросла конкуренция, но сократилось число серых бизнес-схем. Так, повышенный уровень конкуренции отметили 48% респондентов. Отметим, что всего в исследовании принимали участие 1674 компании из различных регионов России, которые попадают под критерии малого и среднего предпринимательства, сообщает РБК со ссылкой на исследование.

Примечательно, что больше половины бизнесменов (60%) заявили, что количество компаний-конкурентов не выросло, таким образом, конкуренция выросла между уже существующими бизнесами. При этом, 55% респондентов заявили о конкуренции между другими представителями МСП, а 29% вынуждены соперничать с крупным сетевым бизнесом. Еще 4% опрошенных назвали своими конкурентами интернет-магазины. Такой рост конкуренции, по мнению исследователей, есть прямое следствие пандемии, так как она изменила модель поведения потребителей, а также заставила перестроить бизнес-модели во многих компаниях. В частности, предпринимателям приходилось приспосабливаться под цифровизацию и снижение реальных доходов россиян.

По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, конкуренция растет за счет того, что рынок «сжимается» для малого и среднего предпринимательства из-за повышения популярности электронных сервисов. Из-за них крупные игроки, которые ранее не заходили на рынок МСП, постепенно перетягивают клиентуру у некрупных предпринимателей.

Кроме того, 56% респондентов заявили о том, что подавляющее большинство компаний работают с соблюдением всех законодательных требований, то есть платят налоги и не скрывают доход. При этом, 21% считает, что «серые» схемы используются часто. В 2018 году, когда проводился аналогичный опрос, только 42% респондента заявили, что большинство компаний работают честно. Вероятно, «обеление» бизнеса произошло вследствие активной цифровизации со стороны государства, а также благодаря введенным мерам поддержки от правительства, которые возможно получить только при работе «вбелую». Главным фактором сокращения «серых» схем стало двукратное уменьшение страховых взносов во внебюджетные фонды. Бизнесменам сейчас выгоднее заплатить 15% взносов, но получить льготы от правительства и доступ к госзакупкам, чем выдавать зарплату «в конверте». Сильнее всего «обеление» заметили представители торговли и производства.

При этом, Росстат подсчитал, что во втором квартале текущего года почти 20% сотрудников работаю «вчерную». Это порядка 13,4 миллиона человек.

Оздоровительный эффект пандемии, выраженный в снижении использования серых схем и росте конкуренции между существующими компаниями, к сожалению, не превалирует над всем бизнесом. В целом неопределенность с длительностью карантинных мер до сих пор остается основным препятствием для восстановления докризисного уровня организаций. Груз лежащих на бизнесе издержек велик и самыми внушительными статьями расходов малого бизнеса являются арендная плата и расходы на персонал наравне с налоговой нагрузкой.

Индекс деловой активности по-прежнему теряет свои позиции, средний чек упал на 15 – 20%, поэтому становится очевидным нынешняя ситуация – бизнес не готов ко второму локдауну, он не успел восстановиться и накопить необходимый запас прочности. Например, отрасли, ориентированные на поток клиентов, переживают сейчас не лучшие времена, туризм в упадке и загрузка отелей сейчас в среднем 20%, фитнес-центры и кинотеатры оказались в катастрофической ситуации.

РБК также отмечает, что наметился положительный рост в инвестиционной сфере. Осенью впервые с первого локдауна количество предпринимателей, увеличивших свои инвестиции в бизнес, превысило количество тех, кто решил сократить расходы в этой части, однако в данном случае положительные тенденции лишь характеризуют степень озабоченности бизнеса складывающейся ситуацией. Предприниматели понимают, что ужесточение действующих ограничительных мер неизбежно, поэтому они стараются вкладывать средства в механизмы, которые позволят удержать компанию наплаву при развитии негативного сценария.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"