Дисциплинарный кодекс АУ: новый федеральный стандарт должен устранить пробелы в КоАП РФ

ДОЛГ.РФ об особенностях нормативного акта

5 минут
Дисциплинарный кодекс АУ: новый федеральный стандарт должен устранить пробелы в КоАП РФ

7 ноября Федресурс совместно с Российским Союзом Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих провел семинар, посвященный необходимости введения федерального стандарта для определения дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих.

Организаторы мероприятия представили проект Дисциплинарного кодекса, который станет дополнением к положениям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Дисциплинарный кодекс позволит саморегулируемым организациям арбитражных управляющих (СРО АУ) быстрее реагировать на совершенные должностными лицами нарушения и привлекать их к ответственности.

 

Для чего нужен Дисциплинарный кодекс арбитражных управляющих?

В пояснительной записке к проекту Дисциплинарного кодекса арбитражных управляющих сказано, что введение этого федерального стандарта необходимо, чтобы:

  • определить процедуру рассмотрения дисциплинарных дел, а также порядка исполнения решений по результатам их рассмотрения;

  • определить, какие действия арбитражных управляющих будут подпадать под понятие дисциплинарного проступка, а какие – под понятие административного правонарушения;

  • определить, какие структуры будут вправе рассматривать дела о дисциплинарных проступках арбитражных управляющих;

  • исключить двойную ответственность должностных лиц.

Инициаторы проекта указали на то, что хотя деятельность арбитражных управляющих в большинстве своем контролируется СРО, их также вправе проверять уполномоченные должностные лица Росреестра. И для последних нужно определить критерии, согласно которым они могут привлекать арбитражных управляющих к ответственности.

Ст. 14.13 КоАП РФ не позволяет всесторонне оценить степень вины должностного лица. Фактически наказание как за мелкий проступок, так и за серьезное нарушение практически одинаково. Дисциплинарный кодекс должен решить эту проблему, поскольку положения ст. 14.13 КоАП РФ успели устареть. А новый КоАП РФ разрабатывается уже в течение 3 лет, и обсуждениям еще не видно конца.

Также инициаторы проекта считают, что даже внутри всех СРО должны существовать единые стандарты определения степени ответственности арбитражных управляющих. Не должно быть так, чтобы в одной СРО арбитражному управляющему назначили штраф, а другого дисквалифицировали.

 

Структура Дисциплинарного кодекса арбитражных управляющих

В текущей редакции проекта Дисциплинарного кодекса арбитражных управляющих прописано 107 статей в 18 главах. Особенности проекта нормативного акта:

 

Глава 1

Тут раскрываются задачи и принципы рассмотрения дел о дисциплинарных правонарушениях. В частности, действует презумпция невиновности: вину арбитражного управляющего должен будет доказывать участник процедуры банкротства. А в случае, если после внедрения поправок в кодекс наказание будет смягчено, то позитивные изменения будут иметь обратную силу. Указывается, что рассмотрение дел о дисциплинарных проступках всегда будет в действующей редакции кодекса. Поэтому, если, например, в 2020 году за определенное деяние был штраф 5 тыс. руб., а в 2021 году его повысили до 7 тыс. руб., то арбитражному управляющему придется платить повышенную сумму штрафа вне зависимости от того, в какой период был совершен проступок.

 

Глава 2

Во второй главе указывается понятие дисциплинарного нарушения и способы избегания ответственности. Арбитражному управляющему не будут назначать наказание, если выяснится, что он совершил нарушение из-за крайней необходимости, или у него выявится невменяемость. Также он будет освобожден от ответственности при малозначительности деяния.


Глава 3

В третьей главе прописываются виды дисциплинарных взысканий. Среди наказаний арбитражным управляющим предлагается установить предупреждение, выговор, строгий выговор, предписание, штраф, увеличение размера страховой суммы, внутренняя дисквалификация, отстранение и прекращение членства. Каждый факт привлечения к дисциплинарной ответственности будет стоить арбитражному управляющему потерей баллов рейтинга.


Глава 4

Здесь указываются обстоятельства для назначения дисциплинарного взыскания. Также предусмотрены отягчающие и смягчающие наказание факторы. Например, арбитражный управляющий понесет меньшую ответственность, если раскается в совершении проступка или добровольно возместит причиненный ущерб. Большая степень ответственности будет установлена для должностных лиц, которые умышленно нарушали нормы закона «О банкротстве», не реагировали на просьбы кредиторов или регулярно нарушали правила. Также устанавливается исковая давность для привлечения арбитражного управляющего к дисциплинарной ответственности (1 год).


Главы 5-9

В этой части устанавливаются конкретные пределы ответственности за совершение тех или иных проступков (например, за непроведение собрания кредиторов, нарушение порядка представления сведений и другие нарушения).


Главы 10-11

Эти две главы регулируют порядок производства по делам о дисциплинарных проступках. «Судить» арбитражных управляющих будут вправе либо члены контрольного комитета, либо члены дисциплинарного комитета, либо постоянно действующий коллегиальный орган СРО. В исключительных случаях к рассмотрению дела привлекается национальное объединение СРО АУ.


Главы 12

Данная глава устанавливает условия проведения текущего контроля над арбитражными управляющими. Он необходим, чтобы определить, насколько правомерно занятие арбитражным управляющим своей должности. В числе критериев проверки будет наличие соответствующего образования, отсутствие судимости, исключение двойного членства в СРО, оплата страховых взносов и другие обязательные требования.


Глава 13

Тут устанавливается порядок проведения плановых проверок в отношении арбитражных управляющих. Дисциплинарный кодекс разрешает устраивать плановые проверки не чаще 1 раза в 3 года. Уполномоченные лица будут проверять, правильно ли арбитражный управляющий ведет процедуру банкротства, и учитывает ли он интересы всех сторон.


Глава 14

Эта глава регулирует порядок проведения внеплановых проверок в отношении арбитражных управляющих. Основанием для их проведения может стать поступившая в СРО жалоба, отчет Росреестра или иного надзорного органа, а также обращение члена контрольного комитета.


Глава 15

Она устанавливает сроки сдачи обязательной отчетности арбитражными управляющими.


Главы 16-18

В этом блоке написано, как уполномоченным органам следует готовиться к рассмотрению дела о дисциплинарных поступках, при наличии каких условий производство по делу можно пересмотреть, а также как будет приводиться в исполнение наказание. По большей части будет предусмотрен добровольный порядок исполнения решений. В противном случае комитеты или исполнительные органы СРО будут добиваться справедливости в суде. Решения о дисциплинарных взысканиях будут действовать в течение 2 лет после их вступления в законную силу.

 

Скорее всего, Дисциплинарный кодекс еще будут дополнять и пересматривать. Но в любом случае, инициаторы проекта утверждают, что они сделают это быстрее, чем Федеральное Собрание примет новый КоАП РФ.

Нравится 0
Ха-ха 0
Удивительно 0
Грустно 0
Возмутительно 0
Не нравится 0




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей раз в недельку
Поделиться новостью:

Читайте также

Новости партнеров