Год банкрота: настигнет ли Россию долговой кризис в 2020 году?
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфВ середине декабря прошло заседание рабочей группы Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Темой дня стали проблемы арбитражных управляющих и института банкротства в России.
С какими трудностями сталкиваются арбитражные управляющие, какие нормы законодательства давно пора менять и насколько мы далеко от долгового кризиса – портал ДОЛГ.РФ узнал у экспертов.
Основные проблемы арбитражных управляющих
Эксперты выделили несколько основных проблем института банкротства, которые требуют принятия кардинальных мер. В частности, большинство спикеров сошлись во мнении, что необходимо ускорять процедуры банкротства и возврата активов в нормальный экономический оборот.
-
Среднестатистическая процедура конкурсного производства длится 732 дня, в прошлом году – 671 день. Это говорит о том, что производственные активы нормально не работают. Они работают каким-то образом в самой процедуре банкротства, но предприятия, используя их, не платят до конца все налоги, потому что нет нормального собственника. Само имущество ухудшается, потому что за ним не следят и не вкладывают в его развитие, реновацию, ремонт, а любой другой экономический субъект не может нормально его приобрести.
-
96 % торгов заканчиваются публичным предложением, причём далеко не на первом его шаге. Это говорит о том, что первые и вторые торги не работают. Их давно пора отменить, но до сих пор законопроект об изменении процедуры торгов не внесён и не принят, хотя разработан.
-
Слишком много обособленных споров с обжалованием, чем злоупотребляют кредиторы. При этом никто не привлекает последних за недобросовестность. С них невозможно взыскать убытки в отличие от арбитражных управляющих. Таким образом, в системе отсутствует баланс интересов.
-
Программа подготовки арбитражных управляющих устарела. В основном в программе рассматривается ликвидационная процедура, то есть как продавать, как оценивать, как инвентаризировать. Но никто не учит арбитражных управляющих механизму возврата активов в экономику.
-
Затягивание процедур банкротства – это следствие затягивания процедур прохождения законопроектов. Эксперты отметили, что до сих пор не прошли второе чтение ряд законопроектов, которые были приняты ещё в 2017 году. Это связано с тем, что после принятия в первом чтении, потом появляются интересы третьих сторон, которые блокируют прохождение законопроекта ко второму чтению. Создаётся такое впечатление, что законопроекты к первому чтению готовят идеалисты, а суровые, жёсткие прагматики затем блокируют дальнейшее их продвижение.
-
Если сравнивать показатели бюджета и долгов в РФ, то сумма задолженности равна почти четверти бюджета. Сумма просроченной задолженности по корпоративным долгам составляет 2,6 трлн рублей. Схожие цифры наблюдаются по банковскому сектору. В свою очередь, доходная часть федерального бюджета России равняется 19,9 трлн рублей. В следующем году по корпоративным долгам размер просроченной дебиторской задолженности пробьет отметку в 3 трлн рублей. Это связано с отсутствием современных и эффективных инструментов взыскания задолженности. Закон о негосударственных судебных исполнителях, о котором много говорили осенью этого года в ближайшее время принят не будет, а ФССП с взысканием задолженности пока не справляется.
Основная задача – обеспечить функционирования предприятия, а не реализовать активы
Член Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Михаил Бугера акцентировал внимание на том, что к 2020 году в сфере банкротства в РФ накопилось очень много проблем. Одна из них – это реализация модели, направленной на то, чтобы узкий круг «подсуетившихся» раньше всех кредиторов реализовал активы часто еще действующего предприятия, тем самым убивая такое предприятие.
По его мнению, прежде всего важно решить вопрос о добросовестности лиц, участвующих в процедурах банкротства. Речь идет и о собственниках предприятий, которые очень часто доводят предприятие до банкротства, и о менеджерах, которые также могут негативно повлиять на финансовое состояние компании, и об арбитражных управляющих, которые выступают представителями всех заинтересованных лиц и очень часто реализуют какие-то собственные интересы.
На смену СРО придет профсоюз
Он также считает, что в следующем году усилится роль Российского антикризисного союза как представителя СРО на федеральном уровне и коллективной ответственности, чтобы усложнить работу СРО и сократить их количество. Кроме того, появится понимание, каким будет новый Закон о банкротстве взамен устаревшего 127-ФЗ.
Россия на пороге долгового кризиса
Член рабочей группы по совершенствованию федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» при комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ивaн Рыков спрогнозировал сложные времена для экономики России и отечественных компаний в 2020 году. Причем основные причины происходящего лежат не снаружи, а внутри.
По его мнению, нынешнее законодательство не способствует защите от злоупотреблений в сфере банкротства: недобросовестные должники наращивают искусственную задолженность и пытаются через конкурсного управляющего управлять банкротством. В результате процедура, направленная на оздоровление бизнеса, попавшего в сложную финансовую ситуацию, превращается в процедуру обмана кредиторов.
Эксперт уверен, что кардинальных изменений в этом плане в 2020 году ждать не стоит. Более того, ситуация продолжит ухудшаться, так как в текущем году Госдумой не было принято никаких законодательных инициатив, направленных на ее исправление. Но даже это только полбеды.
Впрочем, не все так плохо. В частности, Ивaн Рыков уверен, что создание межведомственной комиссии при Правительстве РФ по совершенствованию банкротного законодательства с подачи Руководителя рабочей группы, депутата Государственной Думы Михаила Бугеры может кардинально изменить ситуацию.
Тем не менее, без серьезных изменений ожидать реального прорыва не стоит. По мнению эксперта, пора переходить от банкротства к антикризисному управлению. Лучше предупредить банкротство, чем реализовывать последнее имущество с торгов с последующим закрытием компании. Однако это возможно только при выработке государственной политики в этом направлении, а также ее реализации.
Приставы станут полноценной силовой структурой, но это не решит проблему загрузки службы
Кроме того, Ивaн Рыков отметил еще одну положительную тенденцию в секторе – превращение ФССП с 1 января 2020 года в полноценную силовую структуру, что означает получение больших полномочий для взыскания. Однако, по мнению Ивана Рыкова, проблема в неэффективности ФССП была не в том, что у государственных приставов не хватало полномочий, а в их чрезвычайной загруженности. На каждого пристава приходится более 3,5 тысяч исполнительных листов, поэтому придание им нового статуса эту проблему не решит.
В 2020 государство будет сфокусировано на социальном банкротстве, регулировании профсообществом и внедрении законотворческих инициатив
Дмитрий Гладышев, член Комиссии Росреестра по сдаче единой программы подготовки арбитражных управляющих, акцентировал внимание на том, что мы наблюдаем кризис в регулировании института банкротства в 2 направлениях:
Первое. Регулирование профсообществом. За 15 лет саморегулирование себя не оправдало, и лишение Российского союза антикризисного управления статуса национального СРО 18 ноября 2019 года показало то, что даже сами СРО не могут объединиться для решения общих интересов.
Второе. Законотворческие инициативы, которые сыплются как из рога изобилия в ГД, но так и остаются там годами.
Сейчас законы предусматривают в основном ликвидационные процедуры для организаций и списание задолженности для физических лиц. В 2020 году упор будет сделан, скорее всего, на реабилитационные процедуры. На втором чтении находится законопроект, который предполагает ввод таких процедур и реструктуризации долгов для юридических лиц.
По мнению Дмитрия Гладышева, также планируется усиление роли ФНС России в делах о банкротстве. В сентябре приняты поправки в НК РФ, позволяющие налоговым органам получать статус залоговых кредиторов в силу закона. Вероятнее всего, в 2020 году этот статус будет закреплен и в Законе о банкротстве, что усилит позиции государства в делах о банкротстве, но одновременно будет нарушать права иных кредиторов, так как фактически все имущество должников станет залогом в пользу уполномоченного органа, а незалоговые кредиторы фактически ничего не получат с процедуры банкротства.
Эксперт также отметил, что может усилиться роль государства в контроле за торгами. Возможно, будет сокращено количество электронных торговых площадок до минимума, останутся только крупные, которые работают еще и по 44-ФЗ. При этом, с одной стороны, сужение конкуренции может привести к повышению цен. С другой, уже сейчас государственные площадки дают цены намного ниже, чем независимые площадки, что, собственно, позволяет арбитражным управляющим экономить конкурсную массу при размещении лотов на торгах.
Дмитрий Гладышев также предположил, что в 2020 году могут составить единый информационный ресурс по размещению сведений о банкротстве для экономии расходов арбитражных управляющих. Возможно, он будет совмещен с порталом Госуслуг. Это было бы вполне логично, так как доступ к порталу есть практически у любого гражданина РФ.
Иными словами, сейчас идет работа по унификации и совершенствованию Закона о банкротстве. И действительно, уже давно назрела потребность, если не в новой редакции закона в принципе, то по крайней мере в серьезном его системном изменении. Ввод части таких изменений и ожидают эксперты уже в следующем году.