Как в 2019 году назначали и оценивали арбитражных управляющих

1676
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Закон предъявляет к арбитражным управляющим жесткие требования, но не помогает кредиторам и должникам оценить деловые качества конкретного человека. В результате, участники процедуры испытывают трудности при выборе управляющего. И вот недавно государство и профессиональное сообщество АУ предложили пути решения этой проблемы.

 

Как назначается арбитражный управляющий (АУ)

Управляющий назначается судом либо собранием кредиторов. Выбрав кандидата, арбитраж (собрание) направляет определение (протокол) в СРО, где числится управляющий. Получив бумаги, саморегулируемая организация отправляет в суд и кредиторам информацию о соответствии АУ требованиям закона. Если человек не соответствует критериям, то судья откажет в назначении управляющим. Однако арбитраж вправе утвердить и такого специалиста. В этом случае управляющий заключает дополнительный договор страхования ответственности. Если же арбитраж в определении (или кредиторы в протоколе) не укажут конкретную кандидатуру, то СРО вправе сама предложить управляющего.

В случае, когда СРО в течении 14 дней с даты получения определения или протокола не направит в арбитраж требуемые сведения, то судья откладывает утверждение управляющего на 30 дней. За это время заявитель предоставляет суду нового кандидата или другую СРО. Если он этого не сделает, то участники процесса вправе выдвинуть кандидатуры «своих» управляющих и предложить другие СРО. Суд прекращает дело, если заявитель или участники процесса не выберут управляющего в течении трех месяцев с даты, когда арбитраж должен утвердить АУ.


Требования закона к арбитражному управляющему

Ст. 20 закона о банкротстве устанавливает общие требования к управляющему. Это специалист, сдавший теоретический экзамен, с высшим образованием и стажем работы в качестве руководителя и помощника АУ. У него отсутствует дисквалификация либо судимость, и СРО не исключала его в течении 3 лет до подачи заявления о вступления в саморегулируемую организацию.

Кроме того, закон запрещает занимать эту должность людям, заинтересованным по отношению к должнику и кредиторам, гражданам, не возместившим убытки должнику в результате неисполнения (или ненадлежащего) исполнения обязанностей по другим процедурам банкротства. Ну и наконец, арбитраж не утвердит управляющим дисквалифицированного субъекта, гражданина, не заключившего договор страхования, а также человека, которого суд менее 1 года назад отстранил от исполнения обязанностей АУ. Конкурсные кредиторы вправе выдвигать дополнительные требования к управляющему.


ВС РФ о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим

В конце 2018 года ВС РФ внёс в четвертый Обзор судебной практики от 20.12.2016 г., новый п.27.1. Суд пояснил, что субъекты, аффилированные с банкротом не вправе претендовать на должность управляющего. Кроме того, в январе 2019 г., ВС РФ принял Определение о дополнительных ограничениях для АУ. Верховный Суд указал, что если в ЕГРЮЛ фигурирует запись о недостоверных сведениях в отношении фирмы или руководителя, то человек, возглавлявший эту компанию не может стать арбитражным управляющим.

В этом же Определении ВС РФ пояснил, что принципы, зафиксированные в Законе о банкротстве и относящиеся к статусу управляющего, только дополняют требования, которые предъявляет закон о регистрации юрлиц к руководителям. Поэтому, суд, назначая человека управляющим, обязан руководствоваться не только законом о несостоятельности, но и законом о регистрации юрлиц и предпринимателей. Следовательно, если ИФНС исключила из ЕГРЮЛ ООО с долгами перед бюджетом, то руководитель фирмы или участник, владевший не менее чем 50% голосов в уставном капитале этого общества, также не вправе занимать должность АУ в течении 3 лет с момента исключения юрлица из реестра.


Рейтинг управляющих ФНС РФ

Законодательные ограничения, ставят преграды перед недобросовестными субъектами. Однако запреты не помогают найти профессионального и честного управляющего.

Поэтому власть и профессиональное сообщество АУ с начала «нулевых» обсуждают вопрос составления рейтинга управляющих. Показатель призван помочь участникам процедуры выбрать управляющего по конкретному делу. ФНС РФ первой составила рейтинг и разместила по адресу https://service.nalog.ru/pau.do.

Рейтинг ФНС основывается на оценке результатов погашения требований всех кредиторов. При этом учитывается полнота оплат, реализация активов, время, затраченное на процедуры, наличие или отсутствие нарушений в работе управляющего, а также другие показатели. На основании этих сведений рассчитываются баллы каждого АУ. Показатели СРО определяются исходя из среднего балла членов саморегулируемой организации.

Однако рейтинг не учитывает другие нюансы работы управляющих. Например, признание недействительности сделок, представительство в судах, изучение бумаг, привлечение должностных лиц к субсидиарной ответственности и так далее. Кроме того, рейтинг игнорирует процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.


Законопроект Минэкономразвития России

В апреле 2018 года Министерство опубликовало проект закона о внесении изменений в закон о несостоятельности[1] и предложило создать Регистр арбитражных управляющих. Этот регистр формируется и ведётся федеральным исполнительным органом власти или оператором в интернете. Реестр содержит ФИО, ИНН, СНИЛС арбитражного управляющего, а также информацию о СРО. Кроме того, в Регистре отражается количество баллов, начисленных АУ. Баллы присваиваются за погашенные требования и за повышение цены при продаже имущества. Подсчет происходит по делам о банкротстве, которые вёл управляющий.

Поправки предусматривают случайный выбор АУ на процедуру. Отбор применяется, когда на одну должность претендуют два и более управляющих. Из «конкурса» исключаются лица, уступающие конкурентам по количеству баллов. Затем программа случайным образом отбирает АУ на конкретную процедуру.

Проект Минэкономразвития заслуживает внимания и одобрения. Однако текст требует поправок. Так, порядок начисления баллов игнорирует работу по финансовому оздоровлению и внешнему управлению. Проект также не учитывает представительство в судах, подготовку исков, запросов, отзывов, анализ отчетности и так далее. А эта работа отнимает время.


Проведение конкурса среди управляющих

Пока министерства и ведомства пишут законопроекты, профессиональное сообщество и саморегулируемые организации самостоятельно определяют лучших управляющих. С этой целью СРО и управляющие проводят ежегодный конкурс среди АУ и награждают победителей денежными премиями. Организаторы мероприятия номинируют участников на премии в области банкротства юрлиц и граждан, научно — просветительской работы, антикризисного управления, субсидиарной ответственности, а также по другим направлениям.

Эта инициатива показывает, что профессиональное сообщество и СРО, не дожидаясь государственных решений, стимулируют повышение квалификации арбитражных управляющих, выявляют и поддерживают грамотных и талантливых людей.


Выводы

Власть понимает, что одними запретами не повысить качество работы арбитражных управляющих. Ограничения преграждают путь непрофессиональным и непорядочным субъектам, но не повышают квалификацию АУ и не указывают на конкретных управляющих. Поэтому внедрение рейтинга — положительный фактор. Нужно только, чтобы рейтинги и регистры оценивали не только продажу имущества и продолжительность процедур, но учитывали другие стороны работы АУ: анализ бухгалтерии, судебные тяжбы, привлечение к субсидиарной ответственности КДЛ и т.д.

Кроме того, государству следует поддержать инициативу профессионального сообщества по проведению конкурса и учитывать итоги в рейтинге АУ. Это стимулирует управляющих на повышение квалификации. Ну и наконец, законодатель должен свести ограничения, касающиеся назначения на должность управляющего в один закон о банкротстве. Указанные требования присутствуют в законе № 127 — ФЗ, в Постановлениях ВС РФ и в законе о регистрации предпринимателей и юридических лиц. Это создает неудобства.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги