«Мы выпускаем арбитражных управляющих с устаревшими знаниями»: Дмитрий Гладышев о проблемах подготовки специалистов
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги![](/local/templates/media_default/assets/images/pixeltrue-icons-receipt1.png)
Современное образование, которое получают арбитражные управляющие в России, далеко от совершенства. Отсюда вытекают массовые привлечения управляющих к ответственности, тенденция к ликвидации, а не реабилитации предприятий и иные проблемы института банкротства.
Почему современное обучение арбитражных управляющих в России нельзя назвать качественным, и каких изменений требует сектор, чтобы процедуры банкротства стали эффективнее, порталу ДОЛГ.РФ рассказал Дмитрий Гладышев, преподаватель МФЮА и член Комиссии Росреестра по сдаче единой программы подготовки арбитражных управляющих.
Банкротное право не имеет фундаментальной правовой основы
Отрасль банкротного права как таковая в российском законодательстве не признается самостоятельной отраслью права.
Дмитрий Гладышев объясняет, что традиция сложилась так, что правовые основы банкротства содержались либо в гражданском кодексе, и банкротное право считали подотраслью гражданского права, либо — в процессуальных кодексах, когда банкротное право относили к процессуальному праву.
Таким образом, в различные периоды времени в России банкротство и несостоятельность относили либо гражданскому праву, либо к арбитражному процессуальному, а в какие-то периоды даже к гражданско-процессуальному праву и исполнительному производству.
Из этого вытекает основное негативное последствие — отсутствие в современной доктрине каких-либо фундаментальных исследований по банкротству, аналогичных периоду Российской империи (конец 19 - начало 20 века). Тогда видные русские цивилисты, ученые и юристы подготавливали фундаментальные основы для конкурсного процесса, как тогда называлось банкротное право, и, соответственно, были хорошие научные теоретические разработки. Иными словами, современное российское образование практически не основано на каких-то фундаментальных научных исследованиях, именно в части обучения арбитражных управляющих.
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Вот уже 18 лет ничего не менялось
Второй проблемой Дмитрий Гладышев назвал отсутствие методологических основ для преподавания. Он поясняет, что единая программа подготовки арбитражных управляющих была разработана Минэкономразвития в 2010 году. С тех пор никто ее не менял.
Иными словами, с 2010 года Минэкономразвития не предпринимал никаких попыток, чтобы программу подготовки арбитражных управляющих изменить, выдать рекомендации. Поэтому преподавателям приходится руководствоваться не столько единой программой ведомства, сколько практическими навыками, которыми они обладают и могут их передать своим слушателям.
Управляющих учат теоретики, а не практики
Следующая проблема вытекает из предыдущей.
Если и вносить какие-то изменения, чтобы добиться качества преподавания, нужно установить профессиональные критерии для преподавателей. Это должны быть в первую очередь практикующие специалисты, и только потом — теоретики.
Арбитражным управляющим не нужны бухучет и оценка
Положения Закона о банкротстве требуют привлечения специалистов в указанных областях, а не выполнения арбитражным управляющим этого функционала.
Реабилитация важнее ликвидации
Существующий Закон о банкротстве и программа обучения направлены в основном на ликвидационные процедуры. Однако, по мнению Дмитрия Гладышева необходимо больше внимания уделять навыкам реабилитации в процедурах банкротства.
Ликвидация должника и распродажа его имущества, несомненно, являются целями банкротства, но это не должно быть 100%-ой целью. Однако для экономики страны будут более полезны реабилитационные процедуры должников.
Получается, что сейчас арбитражный управляющий может получить реальные практические знания только если преподаватель рассказывает о своих кейсах.
Двухгодичная стажировка
После окончания обучения законодатель предусмотрел двухгодичную стажировку. Однако по большому счету сейчас стажировка проходит формально: не существует какой-то целенаправленной программы по направлению будущих арбитражных управляющих на стажировку на конкретные проекты, банкротные дела помощниками арбитражных управляющих.
Иными словами, каждый выпускающийся слушатель самостоятельно ищет, у кого и на каких проектах стажироваться.
Фактически он эти 2 года просто ждет, когда ему дадут возможность работать. Устаревают его знания, не появляются новые практические навыки. В результате мы имеем большое количество привлеченных к ответственности арбитражных управляющих.
Нужно обучать не только арбитражных управляющих
Дмитрий Гладышев уверен, что по этой же программе нужно обучать и тех, кто находится с другой стороны в делах о банкротстве. В первую очередь, это Росреестр, который привлекает арбитражных управляющих за нарушение закона о банкротстве.
Таким образом, есть как минимум семь проблем, из-за которых обучение арбитражных управляющих в России уже давно не соответствует современным реалиям. Остается надеяться, что законодатели будут совершенствовать не только сам институт банкротства, но и посмотрят глубже, начав менять систему с самых корней – образовательной программы.