Банки с молотка: как АСВ превращает миллиарды в пыль

4573
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Цель конкурсного производства — удовлетворить требования кредиторов. В идеале, процесс организуется с наименьшими затратами и ориентируется на максимальную выручку. Однако в банковской сфере, где конкурсное управление возложено на ГК «Агентство страхования вкладов», все перевернуто с ног на голову. Кредиторы годами ждут выплат, дорогостоящее имущество реализуется за копейки, а конкурсный управляющий в качестве приоритета выбирает множественные судебные тяжбы и подготовку красивых отчетов.

Реализация имущества банков: как это должно работать

Реализация имущества — это инструмент конкурсного производства. Задача управляющего: описать активы должника, оценить их, выставить на торги, выручить с продаж максимально много и раздать полученные деньги кредиторам.

АСВ банкротит не простые организации, а банки, активы которых значительно больше, чем у рядовых компании. Логично предположить, что одна только реализация банковского имущества должна приносить большой вклад в расчеты с кредиторами. Но у АСВ свое понимание эффективной работы.


Печальная реальность торгов от АСВ

В 2019 году АСВ вело конкурсное производство 363 банков и организовало 1 802 торга. Выручка составила 16 млрд. рублей, это 14,6% от суммы поступлений в конкурсную массу всех банкротящихся банков. Скромный результат, особенно в сравнении с претензиями, которые АСВ предъявляет в порядке субсидиарной ответственности, пытаясь убытки от собственной неэффективности возмещать из карманов бывших гендиректоров.

Низкая эффективность АСВ на торгах связана с:

  • Нехваткой квалифицированных кадров. Эксперты сравнивают подход специалистов Агентства с поведением «слона в посудной лавке». Формально АСВ соблюдает требования закона. На практике, специалисты Агентства не видят тонкости процесса банкротства, действуют топорно, часто наобум;
  • Неправильной расстановкой приоритетов. Деятельность АСВ направлена больше на формирование статистики, чем реальный результат.

Примером слабой эффективности АСВ является дело ООО «ПЧРБ Банк».

ПЧРБ банкротится четвертый год. За это время в попытках реализовать его имущество Агентство провело 13 торгов. Суммарная первоначальная стоимость всех выставленных на продажу лотов — более 25,26 млрд. рублей. Общая сумма требований кредиторов — 31,67 млрд. рублей.

К концу весны 2020 года от продажи имущества ПЧРБ Агентство выручило чуть менее 70,8 млн., это 0,28% от первоначальной стоимости лотов.

Такой невпечатляющий результат связан с тем, что:

  • Многие лоты не продались. Информационная политика АСВ на торгах очень слаба. Извещения публикуются в ЕФРСБ в категории «Иные сообщения», это затрудняет поиск лота и его изучение. Потенциальный покупатель просто не знает о происходящей продаже;
  • Цена некоторых лотов сильно снижается. Например, автомобиль Audi A8, 2007 года, впервые был выставлен на торги в июле 2017 года и стоил тогда более 3,6 млн. рублей. В феврале 2020 года он выставлен уже за 552 тыс. рублей, продан только в апреле 2020 за 435 тыс. рублей. Цена приобретения составила всего 12% от первоначальной стоимости.

Есть в составе имущества ПЧРБ и лакомые кусочки.

В июле 2017 года объявлены торги, лот № 1 которых состоял из здания и земельных участков. Общая стоимость — 2,83 млрд. рублей. Продан он не был и стал предметом еще трех торгов. В мае 2019 года его начальная стоимость составила уже менее 1,8 млрд. рублей. Следующие три месяца она пошагово снижалась. На этапе, когда лот стоил 370 млн. рублей, в августе 2019, торги были отменены по инициативе АСВ.

В сентябре 2019 лот снова выставлен на продажу с минимальной ценой в те самые 370 млн. рублей и перспективой снижения до 16 млн. в ноябре. Но едва торги начались, 7 ноября 2019 года, организатор снял лот с продажи.

Причины прекращения торгов Агентство не разъясняет. Означает ли такое поведение попытку намеренно еще сильнее снизить цену выгодного лота и продать его затем аффилированному лицу — неизвестно.

АСВ уже ловили на махинациях на торгах. В феврале 2019 года разразился скандал по делу Пробизнесбанка. Предметом спора стала продажа Агентством акций банка «ПОЙДЁМ!» Совкомбанку. Кредиторы полагали, что АСВ нарушило принцип справедливой конкуренции для потенциальных покупателей, ограничив время подачи заявок. Также предполагали, что Агентство имело аффилированность с Совкомбанком. Спор дошел до Верховного суда, и тот вернул дело в первую инстанцию. Рассмотрение состоится 20 августа 2020. Если суд согласится с выводами ВС, результат торгов будет отменен.

На фоне неэффективной продажи имущества ПЧРБ, АСВ ведет кампанию против бывшего топ-менеджмента банка. В марте 2019 Агентство подало заявление о привлечении его к субсидиарной ответственности. Сумма требований составила более 17 млрд. рублей. Судебное решение по этому вопросу еще не принято, ближайшее рассмотрение назначено на июль 2020 года.

К чему приводит неэффективность

Тот факт, что многомиллиардное имущество банков отдается за бесценок, и то не целиком, имеет два серьезных последствия:

  • Страдают кредиторы. В среднем, АСВ выплачивает положенное только 45,3% кредиторов. Это означает, что более половины граждан и организаций остаются без удовлетворения;
  • Агентство не гасит собственные долги. В 2015 году ЦБ РФ открыл АСВ кредитную линию на выплаты вкладчикам обанкротившихся банков. С 2015 по 2017 годы АСВ получило от регулятора 842 млрд. рублей. По первоначальным условиям деньги Агентство должно было вернуть в 2020 году. Фактически возвращено только 341 млрд. Срок возврата пролонгирован до 2022 года. Сможет ли АСВ погасить задолженность — вопрос спорный.
Ситуация с торгами демонстрирует несостоятельность АСВ как конкурсного управляющего. Деятели Агентства не прилагают должных усилий к выплате кредиторам, работают формально и предпочитают пустые отчеты реальным результатам. При этом кредиторы годами ждут своих денег, а должники несут дополнительные убытки. Система управления банкротством банков нуждается в серьезном реформировании.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"