Как АСВ привело Пробизнесбанк и еще 8 000 кредиторов к банкротству

5004
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Вскоре должно подойти к концу дело о банкротстве Пробизнесбанка, а с ним закончится борьба почти тысячи активных кредиторов с самоуправством главного финансового регулятора страны в команде с АСВ. 

Пробизнесбанк входил в финансовую группу «Лайф», основными бенефициарами которой являлись Сергей Леонтьев и Александр Железняк. Кредитная организация числилась в рейтинге топ-100 российских банков, а если объединить все активы предприятий группы «Лайф», тогда банк бы вошел и в топ-30.

На протяжении четырех последних лет несколько тысяч юридических лиц-клиентов Пробизнесбанка лишились своих денег, исчисляемых миллиардами. Часть из этих организаций обанкротились. А все потому что ЦБ и АСВ решили вновь сработать по схеме распила финансов. 

Это далеко не первый прецедент, и вопросы к ЦБ и АСВ возникли уже давно, причем не только у кредиторов Пробизнесбанка. Мы уже рассказывали о печально известной истории со вкладчиками-превышенцами банка Югра. 

В ситуации с татарским Татфондбанком все тоже оказалось не слишком гладко. В момент введения моратория на расчетно-кассовые операции из банка стали “внезапно” выводиться деньги через сомнительные кредиты. АСВ на данные действия никак не отреагировало и позже даже не попыталось обжаловать, хотя первоочередной его задачей является защита интересов кредиторов. 

Примерно по тому же поводу в настоящее время независимые кредиторы Пробизнесбанка ожидают разрешения спора в суде, однако уже не верят в положительный исход. Через непродолжительное время с момента введения в Пробизнесбанк временной администрации, за день до отзыва лицензии, в обход картотеки в дочерние банки группы «Лайф» были выведены наличные денежные средства в размере 1,35 миллиарда рублей

АСВ даже не собирается оспаривать эти сделки, хотя опять же организация создана для защиты прав кредиторов. Причем кредиторы считают заинтересованными в ситуации не только АСВ и ЦБ, но и судий, и правоохранительные органы.

Судья уже четвертый раз под разными предлогами откладывает заседание, предлагая банкам поискать доказательства правомерности своих действий. АСВ поддерживает позицию банков.

Кредиторы неоднократно подавали жалобы на коррупцию в различные ведомства, начиная с Генпрокуратуры, заканчивая ФСБ, но — безуспешно.

Независимые кредиторы не первый раз сталкиваются с «государственным» механизмом распила денег в процессе банкротства вкупе со странным поведением АСВ и ЦБ, поэтому удивляться не приходится. В данной ситуации речь идет о более чем 100 миллиардах рублей.

 

Козлы отпущения по политическим причина

Правоохранительным органам «некогда» заниматься судьями и АСВ, потому что их действия сконцентрированы на поиске топ-менеджеров обанкроченной кредитной организации, которых обвиняют в финансовых махинациях, незаконном выводе денежных средств на офшорные счета и крахе Пробизнесбанка.

Оба собственника скрываются на территории США, а вот вице-президента Ярослава Алексеева задержали в Польше.

У президента банка-банкрота иное мнение на счет того, почему Пробизнесбанк вдруг оказался банкротом.

Выступая в суде Нью-Йорка в прошлом году, Леонтьев заявил, что уголовное дело против него возбудили по политическим мотивам, а банк стали банкротить по инициации российских властей.

Пробизнесбанк стал «неугодным» после того, как были выявлены заметны связи президента кредитной организации и США, а также лояльность к идеям Алексея Навального, основателя Фонда борьбы с коррупцией в России.

История началась в далеком 2002, когда Леонтьев в процессе одного из мероприятий вел диалог с Джорджем Бушем. После этого «люди из Кремля» дали президенту Пробизнесбанка понять, что его связи с властями США, мягко говоря, не приветствуются на родине. В дальнейшем все те же люди не дали осуществиться планам Леонтьева по выпуску кредитных карт с кешбэком, доходы от которого должны были перечисляться в Фонд борьбы с коррупцией.

На сторону бизнеса Леонтьева в американском суде встал один из местных экспертов, который подтвердил наличие заговора между ЦБ и АСВ.

Нерсеса Григоряна, главу обманутых вкладчиков Пробизнесбанка, также в СМИ неоднократно называли «сотрудником» Леонтьева, который якобы получает зарплату за то, чтобы «отмазывать» президента компании перед кредиторами, а на самом деле «черная лошадка» именно Леонтьев.

Какова бы ни была вина президента кредитной компании, нелогичного поведения и бездействия АСВ это не объясняет.


Как все произошло

7 августа 2015 года без официальных приказов и сообщений ЦБ ввел в Пробизнесбанк временную администрацию в лице АСВ. Представители АСВ незамедлительно посетили и иные банки, входящие в группу компаний.

В тот же день кредитную организацию отключили от системы банковских электронных срочных платежей. Причем, по мнению оппонентов АСВ, проблем на тот момент у банка с платежами не было.

10 августа АСВ попросило у ЦБ вновь подключить проверяемый банк к системе. При этом за время отключения системы образовалась картотека неисполненных платежей.

В дальнейшем Агентство пропускало платежи в налоговую и таможенную службы для имитации нехватки средств на корсчете банка. Однако платежи по зарплатным проектам не уходили, что противоречит статье 855 ГК РФ. Входящие в банк платежи никто не ограничивал.

11 августа, после подключения к системе банковских электронных срочных платежей, 602 миллиона рублей вне очереди ушли в «Российский капитал» («Дом.рф»), дочерний банк АСВ. В то же время из кассы Пробизнесбанка наличными денежными средствами дочерним предприятиям ушла сумма в совокупном размере составляющая 1,35 миллиарда рублей. Все это было сделано в обход картотеки. Данный факт в настоящее время в суде и рассматривается.

12 августа у банка отозвали лицензию, при этом до этого момента ни АСВ, ни Банк России никак не комментировали происходящее, не уведомляли кредиторов, не публиковали информацию о производимых действиях.

Остальные банки, входящие в группу, ЦБ решил санировать. В спиок вошли: «Экспресс волга банк», «Пойдем», «НБС», «ВУЗ банк», «Газэнергобанк» и «Солидарность банк». Причем выделил финансовый регулятор на это 100 миллиардов рублей.

Ранее банки работали по следующей схеме: открывали в Пробизнесбанке лоро-счета, куда поступали почти все привлеченные ими средства. Все дочки интегрировались в единый кассовый центр и единую карточную банковскую систему.

С лоро-счетов для начисления процентов на свои привлеченные пассивы дочерние компании технически выдавали межбанковские кредиты и принимали их от Пробизнесбанка. Также лоро-счета использовались для пополнения корсчетов дочек для исполнения текущих обязательств.

Иными словами, была создана система в виде единого организма, все структуры которого были ликвидны. Дочерние компании были под централизованным управлением Пробизнесбанка и не распоряжались самостоятельно пассивами, не инвестировали привлеченные пассивы в иные инструменты для привлечения прибыли.

Задача дочерних компаний заключалась в передаче пассивов в головную организацию, которая и распоряжалась ими, вкладывая в ценные бумаги и выдавая кредиты.

Фактически велась единая хозяйственная деятельность, то есть дочерние предприятия Пробизнесбанка не были отдельными банками, а исполняли роль дополнительных офисов основной кредитной организации.


Как все изменилось после отзыва лицензии

Когда у головной организации отозвали лицензию, а ее  «дополнительные офисы» отправили на санацию, сложилась парадоксальная ситуация: часть группы обанкротилась, а часть в лице дочерних банков наравне с независимыми кредиторами (юридическими лицами, которые были клиентами ГК) встала в одну третью очередь реестра. Места в комитете кредиторов, которые принимают существенно важные решения, заняли новые собственники банков-санаторов, так как обладали 80% долей требований к банкроту.

При оценке активов Пробизнесбанка часть из них была необоснованно переоценена АСВ в сторону критического понижения, а часть кредитного портфеля была названа мусорной. Ряд этих активов списали с баланса, ряд — передали по цессии другим лицами за неприлично маленькую сумму. Таким образом, силами АСВ сформировалась реально существующая финансовая дыра в 62 миллиарда рублей.

В дальнейшем Агентство провело рокировку активов: качественные активы Пробизнесбанка переносились на балансы дочерних структур ГК, а неликвидные, наоборот, были отданы головной компании.

Все вкладчики физические лица и ликвидные активы размером в 24 миллиарда рублей были переданы Бинбанку.

Напомним, что после отзыва лицензии Пробизнесбанка, его дочерним организациям было выделено 100 миллиардов рублей на санацию, когда на санацию самого Пробизнесбанка потребовалось бы около 40 миллиардов, по расчетам экспертов. Такой ход позволил бы сохранить все элементы структуры группы «Лайф» и еще 8 000 компаний, которые обанкротились в связи с тем, что не смогли получить назад свои деньги со счетов, открытых в Пробизнесбанке. Суммарно на счетах этих юридических лиц числилось около 18 миллиардов рублей.

Однако вместо этого главы временных администраций банков группы «Лайф» (представители АСВ) предъявили банкроту требования, основанные на внутригрупповых записях. Так АСВ стало мажоритарным кредитором банкрота.

Каким образом внутрикорпоративные требования поставили выше требований независимых кредиторов, остается неизвестным. Далее все дочерние структуры за копейки были проданы банкам-санаторам, а председателями правления проданных банков стали главы бывших временных администраций (представители АСВ). Иными словами, было организовано контролируемое банкротство банка, в результате которого со счетов банка-банкрота вывели миллиарды рублей.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"