Банки выступили против рекламы внесудебного банкротства
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Ассоциация банков России (АБР) обратилась к Максиму Шаскольскому, руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС), чтобы изменить закон о рекламе. Финансовые организации просят запретить рекламировать внесудебное банкротство граждан как способ решения всех проблем с долгами. Как отметили в АБР, различные компании обещают людям решить проблемы с кредитами, но при этом не объясняют, какие могут наступить негативные последствия после проведения процедуры.
В частности, внесудебное банкротство может привести к запрету свободно распоряжаться деньгами, заниматься предпринимательской деятельностью, накладывает ограничения на получение займов в будущем, выезды за рубеж. Имущество должника также могут арестовать. А между тем, в рекламе об этом умалчивается. «Банкротные посредники» и «раздолжнители» обещают избавить граждан от претензий кредиторов, не указывая цены на услуги, не говоря об ответственности должников перед взыскателями всем своим имуществом.
По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), на 12 ноября в стране возбуждено 1001 дело по внесудебному банкротству. Всего на «упрощенку» с 1 сентября было подано 4144 заявление, но из них удовлетворили только 24%, 3143 заявления были возвращены должникам обратно.
Суть инициативы о внесудебном банкротстве была в том, чтобы максимальное число граждан узнало об этой новой и бесплатной процедуре. И для этого допустимо использование рекламы различных компаний, осуществляющих юридическую помощь в проведении процедуры внесудебного банкротства граждан, считает Иван Бычков, руководитель тюменского офиса Бюро адвокатов «Де-юре». По его словам, большая часть такой рекламы не навязывает услуги, иначе она была бы незаконной, и гражданин сам решает воспользоваться юридической помощью или самостоятельно собрать документы, заполнить заявление и обратиться в МФЦ.
Юрист отмечал, что в ней практически во всех источниках указаны как плюсы, так и минусы этой процедуры, то есть она не показывается как легкий способ избавления от долгов. Потому просьба банков больше связана с их бизнесом, чем с отстаиванием права граждан на объективную информацию. Ведь с увеличением числа процедур будет не только увеличиваться количество безнадежных долгов, но и в перспективе как негативное последствие проведения процедур, уменьшится количество выдаваемых кредитов физическим лицам.
Аналогичного мнения придерживается и арбитражный управляющий Дмитрий Краснощёк, руководитель юридической компании «Стратегия». Он указал, что количество банкротств не уменьшится, если рекламы станет меньше. На это влияют факторы стабильности и внутри РФ, и за рубежом. Альтернатива банкротству — привлечь нового созаемщика, занять в долг, реструктурировать долг по времени. Но весенние банковские отсрочки ни к чему не привели: 6 месяцев истекли быстро, а ситуация не изменилась.
В банковском сообществе приводят иные аргументы. Исполнительный директор, руководитель службы по работе с проблемными кредитами КБ «Ренессанс Кредит» Александр Кулинич заявил, что в рамках судебного банкротства нередки ситуации, когда должники обращаются к услугам «банкротных посредников». Стоимость их услуг может достигать до 150-200 тыс. руб. Но после получения денежных средств они часто исчезают, а должник самостоятельно сталкивается со сложным юридическим процессом. Это в большинстве случаев приводит к прекращению процедуры банкротства с сохранением имевшейся до нее задолженности, к которой добавляются финансовые потери на «банкротных посредников».