Как изменилось банкротное законодательство России за 200 лет

3858
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Устав о торговой несостоятельности подписан князем Кочубеем и высочайше утвержден в 1832 году. Славянская «торговля» превратилась в английский «бизнес», обросла многочисленными правилами и стала сложнее. Но в параграфах, написанных дореформенной кириллицей, легко угадываются статьи современного Закона о банкротстве. ДОЛГ.РФ в прямом смысле пробежался по страницам истории и вспомнил, как относились к несостоятельным должникам наши пра-прадедушки, и какой путь проделала юридическая наука за 200 лет.


«Прокредиторское» или «продолжниковое»

В современной России законодательство о банкротстве прокредиторское. Интересы кредиторов поставлены в приоритет. Однако по сравнению с Уставом 1832 года наш закон о банкротстве выглядит продолжниковым. Если Коммерческий суд XIX века признаёт должника несостоятельным, бедолага «в тот же самый день отправляется под стражу».



Избежать заключения должник мог в том случае, если сам до наступления срока платежей объявлял о своей несостоятельности, представлял «надежное поручительство в неотлучке его из города» и кредиторы соглашались оставить его на свободе.

 


Кредиторам вообще предоставлялись широкие полномочия. Они решали, реструктуризация или банкротство. Они решали, сколько несостоятельный должник будет сидеть по завершения конкурсного производства. Они определяли, сколько средств оставить семье должника. В конце концов, они вели конкурсное производство.

 


Конкурсное производство

Процедура банкротства начиналась решением Коммерческого суда. Суд назначал Присяжного Попечителя. Это арбитражный управляющий XIX века. Устав о торговой несостоятельности не даёт точных указаний, как выбирали попечителя. Сказано только, что выбирается он «из лиц, состоящих в списке» и не может быть родственником несостоятельного. Одному и тому же Попечителю «могут быть вверены и многие дела».



Избранный Попечитель вместе с кредиторами описывал имущество должника, составлял реестр требований, управлял всеми делами несостоятельного «как доброму хозяину свойственно». С разрешения суда он распродавал имущество «до открытия Конкурса».

 


Для подачи требований Устав предусматривал 3 срока. Причём объявиться должны были не только кредиторы, но и дебиторы. После «троекратной публикации» о несостоятельности должника «в трех последующих один за другим номерах ведомостей обоих Столиц» «все заимодавцы его и должники» обязаны представить суду «права их и обязанности» в следующие сроки:

  • «находящиеся в том же городе, в течение двух недель»

  • «жительствующие в других местах Империи, в продолжении четырех месяцев»

  • «а пребывающие за границею, не позже одного года».

 

            В современном институте банкротства конкурсное производство – это процедура. В Уставе 1832 года «Конкурсное управление есть присутственное место», т.е. учреждение с правами суда, но только по одному делу. Порядок открытия конкурсного управления не прописан. Сказано только, что должна явиться «часть заимодавцев, по сумме преимущественная».

 


Эти «наличные заимодавцы» приходили в суд и выбирали Председателя и двух Кураторов. Кураторов выбирали из числа присутствующих кредиторов, но разрешалось привлекать третьих лиц. Председателем становился Присяжный Попечитель. Если Попечитель отказывался, то Председателя выбирали также, как Кураторов. 

Избранный таким образом орган вёл конкурсное производство: отыскивал и продавал имущество должника и распределял вырученные средства. Как видим, должник со всем имуществом попадал в полную власть кредиторов.


Очерёдность требований

Устав о торговой несостоятельности разделял все кредиторские требования на 4 разряда. В первый разряд входили долги, «подлежащие удовлетворению сполна». Конкурсное управление обязано было полностью погасить долги церкви, государству по налогам, долги несовершеннолетним по опеке и долги, обеспеченные залогом. В эту же категорию попадали долги по зарплате за 6 месяцев, но не сотрудников предприятия (конторы), а сервисных работников: слуг, строителей, ремонтников и т.п. Полностью в первый разряд включались расходы на содержание конкурсного управления, в том числе вознаграждение Попечителю и Кураторам.

Устав предусматривает ситуацию, когда конкурсной массы недостаточно даже для погашения долгов первого разряда. В этом случае удовлетворяются «церковные долги сполна, а прочие по соразмерности».

 


Во второй разряд попадали прочие бесспорные долги, в третий – долги, по которым требуется решение суда. Четвёртый разряд включал задолженность, просроченную ко взысканию, в том числе «долги, в положенный объявлением о несостоятельности срок не представленные».

Долги первого разряда выплачивались сразу. Второму разряду выплаты шли пропорционально, как только наберётся 10% от суммы. При этом часть средств откладывалась в банк для третьего разряда. Эти депозиты ждали судебных решений. Если кредитор суд проигрывал, суммы шли на непогашенные долги второго разряда, затем четвёртого разряда.

 

Закрытие процедуры

В задачи конкурсного управления не входила полная продажа имущества и распределение полученных средств. Председатель и Кураторы должны были сохранить имущество несостоятельного и составить реестр требований по разрядам. Была у арбитражников позапрошлого века ещё одна функция – определить причины банкротства.

Данное «заключение о причинах упадка». решало дальнейшую судьбу должника. Если несостоятельность признавалась «несчастной», т.е. произошедшей в результате форс-мажора, к которому по Уставу относился и «нечаянный упадок должников», банкрота освобождали из-под стражи, списывали долги и восстанавливали во всех правах.

 


В случае несостоятельности «неосторожной», которую Устав также именовал «простым банкротством», должник оставался в тюрьме на срок от 1 до 3 лет «по усмотрению заимодавцев». Он лишался прав заниматься бизнесом в дальнейшем. Но по ходатайству кредиторов, данное право должнику возвращалось. Если должник впоследствии получал имущество, оно шло «в удовлетворенiе прежних долгов его». Простым банкротством считалась несостоятельность по вине должника «но без умысла и подлога».

Если же конкурсное управление находило банкротство умышленным, в терминах Устава – «подложная несостоятельность» или «злонамеренное банкротство», дело передавалось в уголовный суд. Судили за подлог и нарушение присяги. Подложные сделки признавались ничтожными, отчуждённое имущество возвращалось в конкурсную массу. Все участники подложной сделки передавались в уголовный суд. Если имущество должника обнаруживалось после его смерти, наследники обязаны были погасить за счёт этого имущества прежние долги злонамеренного банкрота.

Такая суровость обусловлена большим количеством умышленных банкротств в начале XIX века. Хитроумные должники не платили по счетам и объявляли себя банкротами. За фиктивное банкротство в наши дни по ст. 197 УК РФ также можно получить тюремный срок, если причинён крупный ущерб – от 2 миллионов 250 тысяч рублей.


Вознаграждение управляющих

От членов конкурсного управления зависел успех процедуры: наказание или прощение должника и возмещение долгов кредиторов. Вознаграждение их привязывалось к результатам работы.

Присяжный попечитель за исполнение обязанностей до открытия конкурса получал 1% от выручки с продажи имущества. Оплату труда после открытия конкурса попечитель и кредиторы оговаривали дополнительно.

Кураторы получали 2% от продажи имущества на всех. Других источников вознаграждения Устав не предусматривал.


Отличие современного подхода

Как видим, основные принципы конкурсного производства за 200 лет не изменились. Современная юридическая наука детализирует положения законодательства, исключает недоговоренности и двойственные толкования. Но спорных моментов всё равно предостаточно.

Самое важное отличие современного подхода от Устава о торговой несостоятельности 1832 года – распределение полномочий между кредиторами и судами. В позапрошлом веке все важные вопросы конкурсного производства решали заимодавцы, суд только открывал дело и утверждал решения общего собрания. Современные кредиторы по всем вопросам должны обращаться в суд. Государство оставляет за собой полный контроль над процедурами банкротства, не считаясь с материальными и временными затратами.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"