Банкротства известных брендов и бизнесменов: почему успешные компании и предприниматели терпели крах?

2954
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

На бизнес-тренингах начинающих предпринимателей вдохновляют историями создания крупных брендов. Мотивацией становятся реальные факты, как обычные люди благодаря упорству и нестандартности мышления добивались успеха и значительно расширяли свое влияние и торговые сети, промышленные холдинги. Однако мало кто учится на чужих ошибках, ведь и крупнейшие компании, а также знаменитые бизнесмены терпели финансовых крах.

Портал ДОЛГ.РФ решил разобраться с причинами знаменитых зарубежных и российских банкротств.

Автомобили Marussia Motors: почему Николай Фоменко не смог удержать компанию на плаву?

«Маруся Моторс» должна была стать первой компанией в России, специализирующейся на производстве гоночных автомобилей. Организация была зарегистрирована в 2007 году артиста Николаем Фоменко. Партнерами артиста стали бизнесмены Ефим Островский и Антон Колесников. К слову, Marussia Motors действительно первое время считалась успешной, ведь она успела побывать спонсором заездов Формулы-1, спроектировать 44 модели спортивных автомобилей и выпустить 4 серийных машины-кроссовера.

Организация Николая Фоменко вызвала огромный интерес у инвесторов: ей удалось привлечь многомиллионные инвестиции. В планах «Маруси Моторс» было создание элитных лимузинов и электромобилей. Компания даже смогла купить акции известного участника Формулы-1 – Virgin Racing.

Но, к сожалению, только амбиций и рекламы недостаточно для поддержания работоспособности предприятия. Деятельность Marussia Motors была обречена, поскольку:

  • Николай Фоменко довольно быстро остыл к проекту и, будучи главой инженерного отдела фирмы, фактически был не у дел, занимаясь лишь формальными вопросами вроде регистрации документов;

  • автомобили не смогли пройти краш-тесты, а команда «Маруси Моторс» не набрала на гоночном заезде ни одного очка – дизайн машин действительно был эффектный и дерзкий, привлекающий аудиторию, но по факту они были «слабыми» и не могли развить ни достаточную скорость, ни обеспечить водителю безопасность;

  • Marussia Motors не препятствовала «домысловой» работе СМИ, из-за чего репутация компании была фактически уничтожена журналистами.

В 2014 году организацию признали несостоятельной. Сообщается, что сотрудники «Маруси Моторс» долгое время не получали зарплату, из-за чего были вынуждены проводить забастовки и обращаться в суд.

Есть информация, что некие инвесторы из Сибири и Италии намерены возродить бренд, но сведения пока не подтверждены.


Нью-Йоркская городская опера: от расцвета до падения

История Нью-Йоркской городской оперы начинается в 1943 году. Мэр крупнейшего населенного пункта США г-ин Ла Гуардиа открыл оперу, чтобы популяризировать высокое музыкальное искусство среди простых людей. В репертуаре обители искусства были такие произведения, как:

  • «Тоска» Пуччини;

  • «Замок герцога Синяя Борода» Бартока;

  • «Диалоги кармелиток» Пуленка;

  • «Огненный ангел» Прокофьева;

  • «Молчаливая женщина» Штрауса и др.

Чтобы заинтересовать обычных жителей Нью-Йорка посещать театр, в нем были также постановки мюзиклов и оперетт. Именно городская опера помогала реализоваться начинающим американским композиторам и певцам. Театром управляли деятели искусства, которые точно знали нужды зрителей и артистов.

Но, увы, директора не учитывали интересы спонсоров. На сцене Нью-Йоркской оперы было поставлено скандальное произведение, раскрывающее жизнь стриптизерши Анны Николь Смит, которая стала супругой 89-летнего миллионера. Узнав об этой постановке, спонсоры театра, среди которых были наследники миллионера Джеймса Говарда Маршалла II, отказались продолжать финансирование оперы.

В результате Нью-Йорская обитель искусства потерпела крах, не в состоянии выплачивать жалованье артистам. Поскольку управлением театра занимались исключительно люди искусства, у оперы образовались большие долги, связанные с некомпетентным управлением. Театр обанкротился в 2013 году.

Банкротство партнера «Энергомаша» Алексея Плещеева

Алексею Плещееву, партнеру машиностроительного холдинга «Энергомаш», пришлось инициировать собственное банкротство, чтобы спастись от оплаты свыше 55 млрд руб. долга. Задолженность образовалась перед «Сбербанком», когда господин Плещеев и руководитель «Энергомаша» Александр Степанов взяли крупный кредит в финансовой организации. Деньги, если верить договору, были потрачены на строительство электростанций.

По одной из версий, два бизнесмена занимались преднамеренным банкротством энергетических предприятий, внедряя в них своих людей и в дальнейшем перераспределяя акции в другие компании. На проведение всех этих процедур и были использованы деньги «Сбербанка». Фактически Алексей Плещеев создал финансовую пирамиду по банкротствам с целью обогатиться, но в итоге несостоятельным стал он сам.

Несостоятельность Альберто Вилара

Альберто Вилар – знаменитый инвестор, вкладывавший свои активы в такие организации, как Microsoft, Apple, Cisco и другие. Это был человек с хорошим чутьем на выгоду: первый миллион долларов достался ему в 1981 году. Однако тщеславие сыграло против него: занимаясь благотворительностью в театры, Альберто Вилар просил называть учреждения его именем, бронировать ему именные кресла, вешать таблички с его именем и его портреты. Тщеславие вынудило Альберто Вилара делать слишком большие пожертвования в благотворительность, надеясь обойти других меценатов. Итог – банкротство.

Сам Альберто Вилар связывал свою несостоятельность с проблемами со здоровьем. Однако после, когда его арестовали за мошенничество, вскрылось, что он занимал деньги у частных лиц и тратил их на личные цели, например, скаковых лошадей.

Почему происходят банкротства?

Истории банкротства всегда разные, но закономерности все же найти можно. Своим мнением поделился Никита Кузнецов, ведущий Youtube-канала Million Story:

«Ошибки случаются у всех, и иногда «плохая история» становится лучшим учителем. Основные ошибки бизнесменов – большое внимание внешнему виду. Одна работа с имиджом, репутацией, созданием красивого дизайна и рекламы не сделает компанию лидером. Нужно заботиться о функциональности продукта, понимая, что внешность – это не главное. Взять ту же Motorola, которая не выдержала конкуренции с Apple, потому что большую часть денег инвестировала в разработку дизайна и рекламы. Итог – огромные финансовые потери и снижение продаж».

Также причинами банкротств Никита Кузнецов называет «ведение на бренд», когда крупные предприятия скупают акции уже заведомо «больной» компании, не способной к возрождению, но имеющей крупное имя. Соблюдение интересов спонсоров, дистрибьютеров, умение находить компромиссы с кредиторами и деловыми партнерами – основной залог того, что несостоятельности не случится.

Евгений Кушков, ведущий видеоблога «Бизнес-план B2Y», в своем видео также сообщил, что к банкротству компаний всегда причастны международные кризисы. Но это не основная причина несостоятельности предпринимателей и организаций. Главной проблемой банкротств Евгений Кушков считает недостаточность экономических и юридических знаний у бизнесменов.

«Ситуация в мире постоянно меняется, и чтобы подстроиться под нее, нужно быть впереди конкурентов, владеть новой информацией. Пронесся слух о новом налоге – надо уже сейчас думать, как построить бизнес вокруг него и минимизировать взносы и штрафы. Новая поправка в законе – нужно изучить ее начать применять на практике, как бы сложно это ни было. Стало известно о новом технологическом решении – скорее заключать союз с новаторами и продвигать свой товар или услугу в массы, пока этого не сделали остальные. Для всего этого предприниматель или компания всегда должны откладывать деньги с прибыли. А потому, что чаще всего деньги хочется потратить на себя, и происходят крупнейшие банкротства», – считает видеоблогер.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"