Где продавать имущество банкротов? Опрос ДОЛГ.РФ

2185
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Недавно замглавы ФНС РФ Константин Чекмышев заявил, что банкротным лотам в РФ не хватает собственного маркетплейса, при этом сама идея его создания уже закреплена в законопроекте Минэкономики о реформе банкротства. По мнению ее авторов, агрегация всей конкурсной массы на единой площадке позволит эффективнее продавать имущество должников и погашать больший процент задолженности перед кредиторами. Между тем в профессиональном сообществе арбитражных управляющих идею маркетплейса поддержали не все. ДОЛГ.РФ узнал у экспертов, как они относятся к идее создания единого маркетплейса по продаже имущества банкротов, и каким он должен быть — государственным или частным?

Анастасия Аракелян, арбитражный управляющий, председатель квалификационной комиссии Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих:

— По моему мнению, замглавы ФНС Константин Чекмышев немного запоздал с таким предложением либо позаимствовал идею у «Сбербанка». В настоящий момент есть площадки, которые аккумулируют информацию по текущим торгам. Я всегда против монополии. Один продажник — это отсутствие выбора и конкуренции. Отсутствие конкуренции ведет к стагнации, тем более если этим ресурсом будет управлять государственная структура. Такой проект под управление государственных структур не будет эффективным никогда, потому что все сведется к выполнению определенного регламента и полному отсутствию индивидуального подхода.

Валерия Герасименко, генеральный директор Союза АУ «СРО «Северная столица»:

— В соответствии с требованиями Закона о банкротстве, продажа почти всех активов должников-банкротов в обязательном порядке проводятся на электронных площадках. Предложенный маркетплейс, по сути, станет агрегатором информации о продажах, таким как, например, уже существующие Портал DA (Сбер) или ЦИАН и Авито. Есть ли необходимость дублирования функционала? Наверное, нет. Профессиональное сообщество такой потребности не видит. В любом случае, тратить на его создание деньги налогоплательщиков нецелесообразно. В случае же создания его на частной основе — это право любого предпринимателя — для этого закрепления соответствующей нормы в законе не нужно.

Саша Данилов, генеральный директор онлайн-аукциона по продаже просроченной задолженности Debex:

— Считаю, что прозрачность для продажи банкротных лотов — крайне важная тема. Сейчас этот рынок довольно серый, и перевод операций на единую площадку теоретически может изменить ситуацию. Контролировать проще одно место, чем десятки. Однако для формирования прозрачных торгов с хорошей ликвидностью необходимо сделать качественный IT-продукт, обеспечить быстрый и простой онбординг покупателей, сделать сильный рекомендательный движок для того, чтоб каждый лот маркетировался на максимально широкую аудиторию релевантных покупателей. Боюсь, что может получиться как раз наоборот — платформа, на которой почти невозможно зарегистрироваться адекватному человеку, на которой невозможно найти нормальную информацию по лотам и по сути, как и прежде «нужные лоты» будут подсвечиваться нужным покупателям, а остальных просто не будет в торгах. 

Евгений Суворов, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), партнер Юридической фирмы «Синум АДВ»:

— Сама идея создания маркетплейса не была придумана ФНС, о необходимости создания такой площадки заявлял Владимир Путин, давая поручения по подготовке поправок в законопроект о банкротстве.

Хороша или не хороша эта идея — трудно сказать. Прозрачность — это хорошо, унификация — это хорошо, я бы так сказал. Что касается оператора маркетплейса, полагаю, что он должен назначаться государством. При условии обязательного общественного аудита. В том числе и аудита алгоритмов работы маркетплейса, возможности вмешательства в него и факторов этого вмешательства. Только так это должно существовать. Например, можно было бы использовать в маркетплейсе технологии блокчейна, чтобы минимизировать какое-либо вмешательство в его работу. Без аудита будут нарушения и злоупотреблении со стороны тех, кто будет оперировать площадкой.

Дмитрий Коновалов, исполнительный директор «Русские информационные технологии»:

Идея как-то агрегировать данные с разных банкротных площадок существует давно. Более того, есть ряд достаточно хороших платных сервисов по поиску банкротного имущества и много плохих онлайн курсов «как заработать на банкротных торгах». Безусловно более простой и полный доступ к информации позволит продавать имущество эффективнее, и если создание единственной электронной торговой площадки не предполагается (что тоже бы решило вопрос), то нужен маркетплейс.

Будет он государственный или частный – это вопрос про «заставить размещать» или «создать условия». Заставить в России проще, но есть примеры достаточно неплохих государственных сервисов.

Игорь Сорокин, Председатель Совета Национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах»:

— Я согласен с тезисом Константина Чекмышева о том, что банкротному рынку не хватает маркетплейса. Точнее, согласен в той его части, что банкротному рынку не хватает экспозиции товара, не хватает более активных продаж, привлечения покупателей и так далее. Когда Константин Чекмышев говорит о маркетплейсе, он в качестве примера рассматривает такую популярную площадку как «Авито». А вот здесь я против. Во-первых, против создания именно маркептлейса за счет налогоплательщиков и участия государства в этой инициативе. Потому что уже созданы информационные базы данных за счет налогоплательщиков, например, «Федресурс». В ней имущество банкротов уже присутствует, единственный момент — оно не структурировано. То есть уже информационный ресурс с банкротными лотами есть.

Во-вторых, это понятие — маркетплейс — связано с точкой продаж. И это не только сам информационный ресурс, не только программное обеспечение. Согласен с тем, что ФНС является одним из драйверов в разработке различных информационных систем (вместе с подрядчиками), у них это хорошо получается. Но маркетплейс – это не только точка продаж, это еще и люди, и активные продажи, и активный поиск «холодных» покупателей, и «упаковка» самих товаров на местах. Это множество людей, которые действительно работают в поле. Будет ли государство создавать дополнительные отделы продаж к маркетплейсу — конечно, нет. И это правильно. И в этом отношении неуместно сравнение этого маркетплейса с «Авито». Поскольку на «Авито» товар представляет непосредственно его собственник, и он заинтересован в его продаже. На банкротном рынке представителем собственника и вещи является арбитражный управляющий. И этим все сказано. У АУ и без активных продаж хватает забот и обязанностей. Не верю, что имущество банкротов на маркетплейсе в таких условиях будет продаваться как на «Авито».

Кроме этого, при создании маркеплейса ФНС не будет отвечать за результаты его продаж, будут ли они плохими или хорошими. И еще хотелось бы добавить, что с 2011 года на рынке уже существуют частные маркетплейсы: «Т-Банкрот», «Торги России», «Единый информатор». И эти частные маркетплейсы работают с организаторами торгов, с потенциальными инвесторами, они занимаются «холодными» продажами, поиском дополнительной информации об объекте (продаваемом товаре), они юридически «упаковывают» то банкротное имущество, которое продается. В данном контексте не стоит государству участвовать в недобросовестной конкуренции именно с этими частыми маркетплейсами, учитывая, что они уже за собственные деньги создали подобные ресурсы.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"