Концертно-театральная индустрия задолжала 8 млрд рублей и оказалась на грани банкротства

889
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В 2020 году правительство разрешило участникам отрасли выдавать ваучеры вместо билетов. Ваучеры не предусматривают возврат денег в случае переноса мероприятия. К сегодняшнему дню на руках у зрителей накопилось 5 млн ваучеров на общую сумму 8 млрд руб., сообщила общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских на встрече с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым.

Представители отрасли уже два года не могут выполнить свои обязательства перед зрителями, обращает внимание Шпигальских. В 2021-2022 г. из-за пандемийных ограничений, по оценке Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТИБО), отменили и перенесли 15 тыс. мероприятий. Падение выручки участников отрасли составило более 90%. Наиболее тяжелым для нее стал 2020 год, сопровождавшийся локдаунами. Впрочем, до сих пор во многих регионах действуют достаточно жесткие ограничения в отношении развлекательных мероприятий.

«Представители отрасли вот уже два года не могут выполнить свои обязательства, потому что для этого необходимо вернуться к работе с возможностью 100% загрузки залов. Если концертные организации в итоге обанкротятся, билеты для граждан могут превратиться в «фантики», и такая ситуация несет в себе большие социальные риски», – комментирует Шпигальских ситуацию, сложившуюся в отрасли.

Даже при попытках проводить мероприятия с частичной загрузкой залов организаторы сталкиваются со сложностями, продолжает эксперт. Нередки случаи, когда Роспотребнадзор наказывает площадки за незначительные нарушение – например, за то, что кто-то из зрителей снял защитную маску во время концерта. Санкции при этом достаточно жесткие: закрытие площадки на срок до 90 дней и штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб.

«При таких условиях невозможно хоть как-то выйти на окупаемость, если не закрепить личную ответственность гражданина за неисполнение санитарных правил, а не перекладывать ее на бизнес», – считает Шпигальских.

Сильнее всего от пандемии пострадала именно концертно-театральная индустрия, утверждает Шпигальских. В особенности – негосударственный сектор, где работает более 3 тыс. компаний и 600 тыс. сотрудников. Государственный сектор частично поддержал федеральный центр. Так, в мае 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление в соответствии с которым Минкультуры РФ, Эрмитажу и Большому Театру было выделено 3,8 млрд руб. для предоставления субсидий бюджетным учреждениям культуры, чья деятельность была полностью или частично приостановлена из-за коронавируса.

Негосударственным участникам сектора прямых выплат не предоставлялось. Однако они могли воспользоваться программами льготного кредитования «ФОТ-2» и «ФОТ-3» (займы на зарплатный фонд), а также получить так называемую коронавирусную выплату. На нее могли претендовать предприятия, относящиеся к МСП, не имеющие налоговой задолженности и работающие в регионах, где в связи с пандемией была временно приостановлена их деятельность. Для расчета субсидии используется МРОТ: сколько в компании сотрудников, столько МРОТ она и получит. При этом при расчетах применяются коэффициенты: 0,5, если локдаун продолжался две недели (то есть предприятия получит половину суммы) и 1.0, если четыре недели. Однако далеко не все участники концертно-театральной индустрии смогли воспользоваться этими преференциями.

«Негосударственный сектор культуры нуждается в прямых субсидиях на заработные платы для сотрудников и аренду помещений театров и концертно-досуговых площадок. В странах Европы практика прямой финансовой поддержки концертной индустрии стала повсеместной, государство на период вынужденного простоя покрывает ей от 60% до 90% заработных плат», – поясняет Ольга Шпигальских.

Общественный омбудсмен также напомнила о проблеме «налоговой ловушки», которая стала дополнительным ударом по концертной индустрии. По словам Шпигальских, концертные организации, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) (а это большинство) в период отсутствия деятельности были вынуждены заплатить единый налог в пять-семь раз выше, чем в обычное время. Проблема вызвана переносом концертов на неопределенный период, однако налоговое законодательство не позволяет принять к учету расходы, понесенные предпринимателями на их подготовку. В итоге налог приходится платить с несуществующей прибыли.

Накопили дебиторскую задолженность из-за пандемии? Продайте ее с выгодой на маркетплейсе ДОЛГ.РФ.

маркетплейс ДОЛГ.РФ

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"