Новый год с убытками: как туристическая отрасль пережила пандемию и что ждет в будущем

1479
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Доходы гостиниц и перевозчиков в мире в 2020 году упали на 76 %, сообщил председатель Комитета по гостиничному бизнесу московской «Деловой России» Дмитрия Шлопак. Эксперт констатировал, что отрасли, связанные с путешествиями, недосчитались порядка 1,1 трлн долларов прибыли, в 2021 году ситуация также будет напряженной. К показателям 2019-го отрасль сможет вернуться только через три года. В России ситуация складывается по такому же сценарию. После массового локдауна предприятия индустрии смогли загрузиться лишь на 25 % от показателей 2019 года.

Больше всего от пандемии пострадали города, которые раньше были лидерами по туристическому потоку: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск. Здесь доходы от туризма сократились на 80-85 %. Немного лучше чувствуют себя гостиницы, расположенные в курортных зонах, а также загородные отели вблизи крупных субъектов. В них «отвезли» деньги те, кто не смог выбраться на зарубежные курорты.

Большие убытки из-за отсутствия международного трафика терпят российские авиаперевозчики. По данным Дмитрия Шлопака, только «Аэрофлот» в 2020 году ушел в минус почти на 67 млрд руб. При этом авиакомпания получила значительные субсидии от государства. Сократились доходы и московского аэроэкспресса: падение доходов составило порядка 60 %.

Эксперт уверен, что российские гостиницы и санатории по итогам 2020 года потеряют порядка 300 млрд руб. В этой отрасли сегодня работают порядка 2 млн человек, что равно 3 % от трудоспособного населения России. Многие из специалистов остались без работы и денег из-за низкой загрузки отелей и вынуждены были вернуться на родину, это отразилось на трудовых мигрантах, приехавших в Россию из стран ближнего зарубежья. В качестве поддерживающей меры для гостиниц «Деловая Россия» предлагала проект по расселению мигрантов в пустующие отели. Как рассказал Дмитрий Шлопак, инициатива заинтересовала посольства и фонды, но ее реализацию пока отложили. Вернуться к этому вопросу могут, если в России будет объявлен второй локдаун.

По итогам 2020 года только в Москве номерной фонд сократится на 20 %. Первыми с рынка уйдут мини-отели, хостелы, бутик-отели. Крупные сети переживают пандемию чуть лучше. Как рассказал Дмитрий Шлопак, гостиницы не могут получить обещанные правительством Москвы льготы. В качестве примера эксперт приводит отель «Националь», которому отказали в помощи ввиду того, что кроме номеров в этом же здании есть предприятия торговли и общепита. Это делает «Националь» уже не гостиницей, а многофункциональным комплексом, который не может претендовать на получение всех льгот. Добиваться помощи отелю пришлось «в ручном режиме». И таких случаев порядка 80 % от общего количества обратившихся за льготами. Эксперт подчеркнул, что сейчас общественные организации, аппарат столичного бизнес-омбудсмена пытается улучшить положение, призывая власти более оперативно рассматривать заявки и исключить лишнюю бюрократию, при которой отели передают от одного ведомства к другому.
«В качестве меры поддержки отелей мы бы хотели предложить правительству освободить от торгового сбора предприятия, расположенные на территории гостиниц. Такой инструмент недавно был введен в отношении предприятий, расположенных в спортивных объектах и учреждениях культуры. Конечно, введение этой меры не даст какой-то огромной прибыли гостиницам, но окажет им ощутимую поддержку», — подчеркнул Дмитрий Шлопак.
Инвестиционный директор по гостиничному бизнесу группы компаний «Сафмар» Татьяна Веллер отметила, что с бюрократией и отказами сталкиваются абсолютно все гостиницы. Положительно на решение о предоставлении льгот не влияет ни имя акционера, ни положительная репутация предприятия, ни его масштаб. Добиться поддержки получается только за счет публичных призывов и сотрудничества с общественными организациями.

Говоря о прогнозах, эксперты отметили, что в 2021 году значительное падение доходов в отрасли продолжится, по некоторым направлениям оно может быть еще более значительным. Продолжатся убытки авиаперевозчиков, ввиду того, что почти весь их транспортный парк находится в залоге у банков по кредитам. Запасы денег, за счет которых можно было бы выплачивать эти займы, подходят к концу, при этом выручка авиакомпаний остается незначительной.

Большие надежды предприятия туристической отрасли возлагали на программу кэшбэка. С помощью компенсации части средств граждан, затраченных на путешествия по России, в отрасль планировалось привлечь 75 млрд руб. Но за время действия программы было привлечено только 7 % средств от ожидаемого объема.

Восстанавливаться туристическая отрасль, по мнению экспертов, начнет не раньше второго квартала 2022 года. Достичь показателей 2019 года индустрия путешествий по самым позитивным прогнозам сможет только в 2024 году.


Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"