Станет ли «Utair» банкротом?
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфСиндицированные кредиторы авиакомпании «Utair» стали активнее продавливать свои интересы. Всего у «Utair» сегодня 11 синдицированных кредиторов (банков, которые совместно выдавали займы авиакомпании), в том числе Сбербанк, Траст, банк «Россия» и другие крупные кредитные организации.
Напомним, что в феврале текущего года трое вышеупомянутых участников (крупнейшие кредиторы) выступили против взыскания долгов с проблемной авиакомпании и против обращения взыскания на залоги. Мнения остальных девяти членов синдиката не раскрывались.
26 июля стало известно, что Банк «Русь» первым изъявил желание обанкротить авиаперевозчика. Официальное сообщение о намерении обанкротить «Utair» банк опубликовал на сервисе «Федресурс». Иск планируется подать в Арбитражный суд ХМАО, где и зарегистрирован авиаперевозчик.
Откуда долги
В конце прошлого года авиакомпания перестала выполнять условия договора по синдицированному кредиту на 19 млрд рублей. Денежные средства были предоставлены в распоряжение заемщика в 2015 году. На сегодняшний день он погашен на 15,3 млрд рублей.
С 23 июля банки подают исковые заявления о взыскании невыплаченных процентов, но банкротить компанию решился пока только один кредитор. Ни инициатор сообщения, ни сама авиакомпания никак сложившуюся ситуацию не комментируют.
Помимо упомянутого кредита «Utair» получил еще один от синдицированных кредиторов: 23,7 млрд рублей на двенадцать лет. Также перевозчик задолжал Сбербанку 17,4 млрд рублей. В данный момент компания ведет переговоры о реструктуризации своих долгов.
Банкротства не будет?
По информации «Ъ», объективная опасность компании пока не грозит: задолженность перед банком «Русь» не превышает 2 млн рублей, при этом доля кредитора в синдикате по семилетнему займу — 0,03% (57 млн руб.). При таких обстоятельствах суды вряд ли утвердят начало процедуры несостоятельности.
Для принятия положительного решения должны присутствовать: индивидуальное неисполненное кредиторское требование и желание судьи рассмотреть дело в отрыве от условий синдицированного договора. Подходящая судебная практика на данный момент отсутствует.
Более того, период от подачи заявления до ввода наблюдения может занять недели и даже месяцы, за которые авиаперевозчик вполне может добиться утверждения соглашения о реструктуризации накопившейся задолженности.
Сообщение о намерении обанкротить Utair как способ давления
В случае, если задолженность по процентам перед банком «Русь» будет выплачена авиакомпанией, все поступившие деньги должны быть распределены между кредиторами. Преференций отдельным участникам не будет ввиду активного ведения переговоров по реструктуризации.
Вероятно, сообщение о намерении обанкротить авиаперевозчика — это всего лишь способ давления на должника и трех крупнейших кредиторов в целях ускорения принятия решения по реструктуризации задолженности.
Если смотреть с юридической стороны, то в обязанности судьи входит рассмотрение заявления о банкротстве на предмет его обоснованности в период от 15 до 30 дней с момента его принятия. Следующим шагом станет ввод первой процедуры в рамках банкротства компании. Обычно этот процесс затягивается на 7 и более месяцев с момента поступления искового заявления в суд. Чем больше споров между кредиторами, тем дольше суд принимает решение.
Даже если суд введет наблюдение в отношении авиаперевозчика, компания все равно имеет право продолжать вести деятельность, но с определенными ограничениями. Однако при аналогичной ситуации с авиакомпанией «Трансаэро» последней официально запретили продолжать перевозить пассажиров: Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта.