Станет ли «Utair» банкротом?

3 минуты
Станет ли «Utair» банкротом?

Синдицированные кредиторы авиакомпании «Utair» стали активнее продавливать свои интересы. Всего у «Utair» сегодня 11 синдицированных кредиторов (банков, которые совместно выдавали займы авиакомпании), в том числе Сбербанк, Траст, банк «Россия» и другие крупные кредитные организации.

Напомним, что в феврале текущего года трое вышеупомянутых участников (крупнейшие кредиторы) выступили против взыскания долгов с проблемной авиакомпании и против обращения взыскания на залоги. Мнения остальных девяти членов синдиката не раскрывались.

26 июля стало известно, что Банк «Русь» первым изъявил желание обанкротить авиаперевозчика. Официальное сообщение о намерении обанкротить «Utair» банк опубликовал на сервисе «Федресурс». Иск планируется подать в Арбитражный суд ХМАО, где и зарегистрирован авиаперевозчик.

Откуда долги

В конце прошлого года авиакомпания перестала выполнять условия договора по синдицированному кредиту на 19 млрд рублей. Денежные средства были предоставлены в распоряжение заемщика в 2015 году. На сегодняшний день он погашен на 15,3 млрд рублей.

С 23 июля банки подают исковые заявления о взыскании невыплаченных процентов, но банкротить компанию решился пока только один кредитор. Ни инициатор сообщения, ни сама авиакомпания никак сложившуюся ситуацию не комментируют.

Помимо упомянутого кредита «Utair» получил еще один от синдицированных кредиторов: 23,7 млрд рублей на двенадцать лет. Также перевозчик задолжал Сбербанку 17,4 млрд рублей. В данный момент компания ведет переговоры о реструктуризации своих долгов.

Банкротства не будет?

По информации «Ъ», объективная опасность компании пока не грозит: задолженность перед банком «Русь» не превышает 2 млн рублей, при этом доля кредитора в синдикате по семилетнему займу — 0,03% (57 млн руб.). При таких обстоятельствах суды вряд ли утвердят начало процедуры несостоятельности.

Для принятия положительного решения должны присутствовать: индивидуальное неисполненное кредиторское требование и желание судьи рассмотреть дело в отрыве от условий синдицированного договора. Подходящая судебная практика на данный момент отсутствует.

Более того, период от подачи заявления до ввода наблюдения может занять недели и даже месяцы, за которые авиаперевозчик вполне может добиться утверждения соглашения о реструктуризации накопившейся задолженности.

Сообщение о намерении обанкротить Utair как способ давления

В случае, если задолженность по процентам перед банком «Русь» будет выплачена авиакомпанией, все поступившие деньги должны быть распределены между кредиторами. Преференций отдельным участникам не будет ввиду активного ведения переговоров по реструктуризации.

Вероятно, сообщение о намерении обанкротить авиаперевозчика — это всего лишь способ давления на должника и трех крупнейших кредиторов в целях ускорения принятия решения по реструктуризации задолженности.

Если смотреть с юридической стороны, то в обязанности судьи входит рассмотрение заявления о банкротстве на предмет его обоснованности в период от 15 до 30 дней с момента его принятия. Следующим шагом станет ввод первой процедуры в рамках банкротства компании. Обычно этот процесс затягивается на 7 и более месяцев с момента поступления искового заявления в суд. Чем больше споров между кредиторами, тем дольше суд принимает решение.

Даже если суд введет наблюдение в отношении авиаперевозчика, компания все равно имеет право продолжать вести деятельность, но с определенными ограничениями. Однако при аналогичной ситуации с авиакомпанией «Трансаэро» последней официально запретили продолжать перевозить пассажиров: Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта.

Анализ отчетности Utar за 2018 год и за 1 квартал 2019 года, которая опубликована на сайте компании, показал, что финансовое положение перевозчика оставляет желать лучшего.  Собственные средства компании отрицательны, это говорит о том, что она не сможет погасить все свои обязательства даже за счет продажи всех своих активов. Деятельность Utair убыточна, причем уже на уровне валовой прибыли, что также негативно влияет на финансовое положение.

Проценты к уплате только за первый квартал 2019 года составили около 888,5 млн рублей. То есть годовое обслуживание кредитных средств обходится Utair более чем в 3,5 млрд рублей. Это подтверждается данными «Отчета о финансовых результатах за 2018 год», в котором соответствующий показатель составил - 3,6 млрд рублей.

Следует отметить, что в 2018 году большая часть долгосрочных кредитных обязательств «перешла» в раздел краткосрочных обязательств. На 31.12.2018 года размер краткосрочных кредитов составил 67,7 млрд рублей, что в 6 раз превышает кредиторскую задолженность. В связи с этим можно отметить, что при наличии оснований, указанных в законе «О несостоятельности (банкротстве)» и принятии соответствующих решений со стороны банков, последние могут инициировать введение процедуры банкротства даже на таком крупном предприятии со всеми вытекающими последствиями. Плюс ко всему банки при подаче заявления о признании перевозчика банкротом могут подать заявление о принятии обеспечительных мер и попросту заморозить счета компании.
 
Что касается требований банка «Русь», то их намерения, скорее всего, являются инструментом влияния, не более того. Хотя в нашей практике встречались случаи, когда крупные компании «ломались» именно по причине того, что кредиторы с незначительными суммами начинали подавать заявления в суд о признании компании несостоятельной, и дальше включалась цепная реакция. Сбербанк и банк Россия, да и другие банки однозначно отслеживают появление подобных исков по своим крупным клиентам. Поэтому, на наш взгляд, руководству Utair следует задуматься о том, чтобы договориться с банками.

Положительных прогнозов финансового состояния компании на основании представленной отчетности сделать не удастся. Динамика показателей преимущественно негативная. Поэтому если просрочки по кредитам будут расти, и руководство перевозчика не сможет договориться с банками, банкротство будет вполне реальной перспективой.

31 июля 2019
Наталья Шилова
Руководитель направления экономических экспертиз и финансового анализа ООО «Инвест-аудит»
Нравится 182
Ха-ха 68
Удивительно 53
Грустно 30
Возмутительно 30
Не нравится 38




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также