Троллейбусный завод «Тролза». Следующая остановка – банкротство
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Проблемы ЗАО «Тролза» затягивают компанию и ее вспомогательные структуры все глубже в долговое болото. Сотрудники до сих пор находятся в вынужденном отпуске (режим простоя продлен до 17 июня), а службы занятости Энгельса и Саратова уже предупреждены о возможном появлении 500 безработных в скором времени.
Всего за два месяца текущего года количество судов ЗАО «Тролза» увеличилось с трех до одиннадцати, а сумма требований выросла со 134,7 миллионов до 1,8 миллиарда рублей.
К ним добавились и исковые требования к ООО «Тролза-маркет» в размере 226,3 миллиона рублей. Всего 6 судов в роли ответчика в 2018-2019 годах.
28 мая 2019 года АО «АБ «Россия» подал иски о признании банкротства обеих компаний. Сумма требований к каждой пока не раскрывается.
Однако в банке арбитражных судопроизводств есть информация о двух исках, поданных тем же истцом к ООО «Тролза-маркет».
Банк пытается оспорить заключенные ответчиком договоры уступки права требования. Судя по всему, таким образом ответчик пытался избавиться от части своих долгов.
Напомним, что ЗАО "Тролза" — это самое крупное предприятие, специализирующееся на выпуске троллейбусов в России. Основано в 1868 году в городе Энгельс Саратовской области. Ранее компания занималась производством вагонов и платформ для железной дороги, а с середины прошлого века производит троллейбусы. Сегодня ЗАО «Тролза» удовлетворяет 70% потребности рынка в троллейбусах. Кроме того, продукция завода поставляется и за рубеж: в Киргизию, Таджикистан и Аргентину.
ООО «Тролза-маркет» в свою очередь, является официальным дилером ЗАО «Тролза», занимается поставками продукции завода и гарантийным обслуживанием.
Ходят по краю, а на ошибках не учатся
При всем своем плачевном состоянии производитель троллейбусов умудряется поставлять драгоценным клиентам некачественный товар.
Так, например, неисправные троллейбусы были поставлены в Санкт-Петербург в прошлом году, а 20 марта текущего года было вынесено судебное решение о взыскании с ООО «Тролза-маркет» более 3 миллионов рублей.
Основанием для взыскания стали проблемы с системой пожаротушения, ручного тормоза, батарейного блока и других комплектующих частей продукции. Всего 26 недостатков было выявлено покупателем.
Компания «Тролза-маркет» ремонт по гарантии провела, однако и это сделать в рамках договорённостей не смогла: сроки были нарушены, а это повлекло за собой увеличение задолженности.
Связи и финансы «Тролза-маркет»
Компания существует 16 лет. Уставный капитал составляет 12,6 миллионов рублей.
Финансовое положение компании по состоянию на конец 2017 года явно лучше, чем у самого завода. Так, по итогам 2017 года выручка общества составила 3,3 миллиарда рублей (+134% к показателю 2016 года), при этом на себестоимость компания потратила 2,8 миллиарда.
Чистая прибыль сформировалась в размере 15 миллионов рублей, что почти на 200% больше, чем в 2016. Основные средства составили 2,7 миллиона.
Накопленная кредитная задолженность меньше дебиторской: 473,9 миллиона рублей к одному миллиарду. Кроме того, за компанией числится 37 миллионов рублей задолженности по исполнительным производствам.
Рентабельность компании в 2017 году была вполне сносной:
-
по продажам — 9,07%, больше среднестатистических показателей на 6,97%;
-
по активам — 1,87%, что уже ниже средних данных по отрасли на 2,23%.
Спасут ли власти энгельский завод
Когда у компании начались проблемы, власти региона искренне обещали сделать все от них зависящее, чтобы развала предприятие не допустить. Занимательно, что с тех пор никаких активных действий в этом плане произведено не было. Работа началась только в середине мая текущего года, когда долги завода выросли почти в 15 раз.
Главный инженер энгельского завода уже давно озвучивал, что для спасения компании необходимы оборотные средства в размере 470 миллионов рублей. В этой связи в мае Минпромторг создал специальную рабочую группу, которая будет заниматься оздоровлением завода. По словам представителей ведомства, все участники группы отдают себе отчет в том, что предприятие нужно оздоравливать, поэтому на совещании в основном обсуждались вопросы о привлечении денежных средств от новых инвесторов. Члены группы будут заниматься проработкой различных предложений от потенциальных инвесторов.
Изначально велась речь о помощи «Трансмашхолдинга», однако на самом предприятии и правительстве области данную информацию пока не комментируют.
Интересно, власти действительно пытаются спасти предприятие или только делают вид? Исходя из долга, увеличивающегося неприлично быстро, и поданных банкротных исков, создание рабочей группы может оказаться запоздалой мерой.