ЦБ назвал банкротный мораторий «взлетной полосой» для предпринимателей

3388
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Банк России положительно оценил итоги действия моратория на банкротство компаний, пострадавших от пандемии. Мера была введена в прошлом году и, как отметил регулятор, позволила почти на 20% сократить число дел о несостоятельности. Опрошенные ДОЛГ.РФ эксперты призывают не спешить с подведением итогов: в полной мере оценить влияние моратория можно будет только к концу года, при этом нужно учесть не только статистику инициированных производств, но и ряд других факторов.

Итоги моратория ЦБ подвел в июльском Докладе о денежно-кредитной политике. В нем регулятор называл табу на банкротства пострадавших компаний одной из самых значимых мер поддержки компаний и ИП, работающих в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии.
«Введение моратория позволило в значительной мере сдержать волну банкротств в корпоративном секторе российской экономики в период действия противоэпидемических ограничений, в первую очередь режима самоизоляции. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), в целом за 2020 год количество решений суда о признании должника банкротом и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства снизилось на 19,9%», — говорится в докладе Банка России.
После отмены моратория в 2021-м количество дел о состоятельности ожидаемо выросло, однако «волны» банкротств, которую прогнозировали многие эксперты, не случилось. По данным Банка России, по итогам первого полугодия 2021 года количество банкротств (введение конкурсных производств) выросло на 9,2% по сравнению с тем же периодом 2020-го, но осталось на 19,2% показателей января-июня 2019 года.

Аналогичную динамику Банк России наблюдает и по другому показателю — интенсивности введения в отношении компаний процедуры наблюдения. Как следует из данных ЕФРСБ, в первой половине 2021-го число решений суда о введении ее в отношении российских компаний выросло более чем на четверть в годовом выражении, однако осталось на 16,9% ниже показателя за аналогичный период 2019 года. ЦБ обращает внимание, что введение наблюдения более репрезентативно отражает ухудшение экономического положения компаний. Это связано с длительностью процедуры банкротства, которая может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.
«Таким образом текущая статистика судебных решений по делам о корпоративных банкротствах указывает на то, что введенный в пиковый момент кризиса мораторий на банкротство пострадавших отраслей не только сыграл роль буфера, но и дал компаниям «полосу разгона» после снятия основной части ограничений. Дальнейшая динамика банкротств в корпоративном секторе будет во многом зависеть от развития эпидемической ситуации и связанной с ней интенсивности введения повторных ограничений на экономическую активность в России», — резюмируют в Банке России.
Арбитражный управляющий Павел Замалаев обращает внимание, что для формирования полной картины недостаточно только данных из ЕФРСБ. Необходимо также проанализировать статистику судебного департамента по не введенным процедурам — посмотреть, по скольким заявлениям о признании компании банкротом производство прекращалось в связи с отсутствием средств на финансирование самой процедуры.
«Дело в том, что многие компании, не прошедшие через кризис, «вышли» из него нулевыми (без каких-либо активов), поэтому суды просто не смогли ввести в отношении таких компаний процедуру банкротства, прекратив производство. Да и кредиторы, понимая, что компания «мертва» и перспектива взыскания долга даже через привлечение бенефициаров к субсидиарной ответственности отсутствует, не станут подавать заявление о признании такой компании банкротом, чтобы не увеличивать свои потери: обязанность по финансированию расходов на процедуру, в случае отсутствия средств у должника, возлагается на заявителя», — пояснил Павел Замалаев.
Кроме очевидных преимуществ у моратория были и «побочные эффект». Эксперт констатирует, что многие недобросовестные должники воспользовались ситуацией. В частности, ему, как арбитражному управляющему, поступило около 10 обращений кредиторов, которые не смогли инициировать процедуры банкротства в отношении своих должников в период действия моратория. При этом такие процедуры инициировали после его отмены, но качество активов компаний-должников уже отличалось от того, которое было год назад.

Генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко считает, что положительное влияние на состояние бизнеса в пандемию оказал не только мораторий. Эксперт напоминает, что контрагенты и сами шли навстречу друг другу: снижали ставки, предоставляли отсрочки и рассрочки, прощали части долга и т.п.
«Поэтому я бы сказала, что «полосу для разгона» дал не мораторий, а адекватное отношение компаний друг к другу. Итоги подводить пока рано. Компании, которые затронул кризис, все еще пытаются выжить, предпринимая те или иные меры. Часть компаний, работающих в наиболее пострадавших областях, например общепите, все еще стоят перед принятием решения: рисковать ли и пытаться сохранить бизнес или закрыться сейчас, не ожидая очередного ухудшения эпидемиологической обстановки», — комментирует Валерия Герасименко.
Эксперты, ранее высказывавшиеся на тему моратория, тоже полагают, что с подведением итогов спешить не стоит – угроза «волны банкротств» пока никуда не делась. Как отмечали адвокат практики «Разрешение споров/Арбитраж» бюро «Андрей Городисский и Партнеры» Дмитрий Якушев и арбитражный управляющий Сергей Домнин, сейчас идет «буферный» период, в рамках которого просуживаются долги и готовятся документы для банкротных разбирательств. Партнер Asto Consulting Антон Сычев также обращал внимание, что часть компаний все еще держится на плаву за счет программ реструктуризаций кредитов, которые активно предлагают банки. Как только они закончат действовать, часть компаний не сможет «выплыть».

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги