«Центр санации бизнеса»: оздоровление предбанкротов посодействует развитию экономики РФ

В Совете Федерации обсудили борьбу с массовыми конкурсными производствами

5 минут
«Центр санации бизнеса»: оздоровление предбанкротов посодействует развитию экономики РФ

О том, что бизнес нужно не банкротить, а стараться восстанавливать его, говорится давно. Однако дальше обсуждений в научных сообществах, СРО юристов и арбитражных управляющих дело не шло. Новации, предложенные профессионалами, так и оставались таковыми на бумаге или в устных обсуждениях.

Февраль 2020 года можно назвать знаменательным, поскольку о восстановлении предприятий заговорили на самом высоком уровне. Максим Кавджарадзе, член Совета Федерации РФ, выступил за обсуждение данной проблемы в сенате. 27 февраля 2020 года Комитет Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности провел заседание рабочей группы, в котором рассматривались законодательные предложения в целях создания «Центра санации бизнеса».


Суть «Центра санации бизнеса»

Концепцию «Центра санации бизнеса» на заседании представил Сергей Гаевский, управляющий партнер Адвокатского бюро «Защита». Его предлагается создать в форме публично-правовой компании, которая будет оказывать поддержку предпринимателям как в развитии, так и в сохранении бизнеса. Центр будет заниматься двумя главными задачами, когда ему передадут управленческие функции над определенной организацией: восстановление платежеспособности должника и предотвращение банкротства.

Сергей Гаевский рассказал о ключевых понятиях своей инициативы:

  • Должник. Под ним эксперт понимает только юридических лиц. В категорию должников попадут компании, которые не в состоянии оплачивать обязательные платежи, перечислять зарплату сотрудникам, удовлетворять требования кредиторов.

  • Санатор. Финансовым оздоровлением организации-должника будет заниматься другое юридическое лицо. Но оно должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, кандидат в санаторы должен числиться налоговым резидентом РФ. Во-вторых, у него должно быть достаточно компетенций, чтобы не только разработать план финансового оздоровления, но и осуществить его. План санации в обязательном порядке согласовывается с экспертами Центра.

  • Инвестор. Еще одно юридическое лицо, которое будет выделять деньги или иные активы, чтобы осуществить план финансового оздоровления должника. Он, как и санатор, обязан быть налоговым резидентом РФ. Также инвестору придется пройти аккредитацию в Центре.

  • Кредитор. Любое лицо с правами требования к должнику. Это могут быть другие фирмы, предприниматели, сотрудники компании-должника.

  • План санации. Документ представляет собой согласованный комплекс мероприятий, который позволит должнику выйти из кризиса.

  • Экспертная организация. В качестве экспертов в Центр будут привлекаться компании, занимающиеся бухгалтерским сопровождением, аудитом, оценкой, правовым обеспечением или юридическим сопровождением. Им также придется проходить аккредитацию в Центре.

  • Иные лица. Это все физические и юридические лица, которые заинтересованы в финансовом оздоровлении должника и обратились в Центр для получения соответствующей помощи.

Сергей Гаевский также рассказал, как будет работать «Центр санации бизнеса». Сначала он принимает и рассматривает обращения должников или заинтересованных лиц. После их приглашают на прием, чтобы обсудить проблему детально. Когда обсуждение пройдет, принимается решение о проведении финансового анализа должника или об отказе в нем. В рамках финансового анализа эксперты сделают вывод, можно или нельзя восстановить платежеспособность должника. Позднее принимается решение о проведении санации или, наоборот, о ее невозможности. Если принято решение о финансовом оздоровлении, то Центр направит предложение потенциальным санаторам.

Как только все участники процесса будут найдены (санатор, инвестор, экспертная организация), они совместно разрабатывают план санации, который позволит юридическому лицу избежать банкротства. Далее идут переговоры с кредиторами в части реструктуризации задолженности. Как только договоренность с кредиторами будет достигнута, ищутся источники финансирования для восстановления платежеспособности бизнеса. Впоследствии Центр будет контролировать выполнение плана участниками процесса.

Позднее «Центр санации бизнеса» накопит практику, которая позволит ему быстрее принимать важные решения в отношении компаний-должников. На основе практики будут выдвинуты и законодательные инициативы, которые позволят усовершенствовать действующие нормативные акты. В Центр также смогут обращаться представители бизнеса, чьи компании еще «на плаву», чтобы получить юридическую, информационную и аналитическую помощь в сфере антикризисного управления.

Сергей Гаевский считает, что создание «Центра санации бизнеса» повысит предпринимательскую активность, а также поднимет уровень доверия участников делового оборота к государству.

 

Будет ли бизнес обращаться в Центр?

Обращение в «Центр санации бизнеса» позволит предпринимателям не только получить юридическую помощь и найти санатора с инвестором, но также:

  • подготовить документы для участия в муниципальных или государственных тендерах, чтобы с большей вероятностью выиграть контракт;

  • получить налоговые послабления на период реализации плана финансового оздоровления;

  • с высокой вероятностью реструктурировать долги с кредиторами.

Бизнес также будут приглашать на обсуждения в части совершенствования действующего законодательства, а также позволят ему искать инвесторов самостоятельно, с которым, при желании капиталовкладчика, Центр продолжит сотрудничество и в будущем.

«Центр санации бизнеса» поддержит и государство

Федеральные и региональные власти также получат выгоды от деятельности «Центра санации бизнеса». Среди них:

  • сохранение рабочих мест;

  • продолжающееся поступление налогов от финансово оздоровленных компаний;

  • снижение уровня социальной напряженности в субъекте РФ, когда люди массово попадают в категорию «безработных»;

  • повышение инвестиционной привлекательности региона;

  • развитие инфраструктуры;

  • повышение конкуренции среди местных производителей, торговцев, исполнителей;

  • реализация программ государственно-частного партнерства.

Сергей Гаевский сообщил, что с 2015 по 2019 годы финансовое оздоровление предприятий затронуло только 0,1 % должников. 48,7 % из них дошли до стадии конкурсного производства, а 39,8 % находятся в стадии наблюдения.

Процедуры наблюдения в 79,9 % случаев переходят в стадию конкурсного производства. Лишь в 0,2 % случаев принимается решение о санации. Но даже финансовое оздоровление нельзя назвать эффективным. В том мизере санационных дел лишь в 4,2 % случаев платежеспособность компаний восстанавливается. А 62,4 % процедур «превращаются» в очередные конкурсные производства.

Внешнее управление также не показывает себя эффективным. Только в 1 % случаев платежеспособность организации восстанавливается. 78,1 % ситуаций – это снова конкурсные производства, ведущие к окончательному банкротству.

Требования кредиторов также удовлетворяются слабо. В 2019 году в результате процедуры банкротства удовлетворение получили 39,7 % кредиторов I очереди, 19,8 % – II очереди, 4,4 % – III очереди. Потому мнение о том, что финансовое оздоровление компаний поможет кредиторам получить больше денег, чем их банкротство, резонно и объективно.

Извиняюсь за резкое выражение, но это маниловщина в чистом  виде. Работать не будет по определению. Фактически предложена схема доверительного управления бизнесом.  В текущих рыночных условиях: без гарантированных рынков сбыта, без гарантии платежей  нет разницы  какая команда управляет  бизнесом.  Проблемы у подобного поверенного   возникают  с момента  когда  он становится  лицом, действующим от имени  санируемого предприятия. Даже у внешнего управляющего, по текущей практике привлечения к ответственности  за причиненные убытки, отсутствует  финансовый иммунитет за последствия  управленческих решений, то что можно говорить  о поверенном. Для него это  прямой и очень быстрый путь  к субсидиарной ответственности.  Без прямого включения санируемого предприятия в систему распределения (именно распределения ,а не торговой процедуры по ФЗ-223 или ФЗ-44) государственного заказа (аналогичного  госзаказу в системе производства вооружения) и соответственно  гарантированного рынка сбыта  восстановление финансов  предприятия невозможно. Но это  путь с другой  управленческой  вертикалью в котором нет места бизнес интересов доверительных управляющих (как бы они себя не называли).

Рано или поздно госаппарат  от регулирования  перейдет к прямому управлению, альтернативы нет. И целью профессионального сообщества должно быть формирование запроса именно на  создание новой системы государственного управления  проблемными  активами и включение  членов профсообщества в эту систему.

5 Марта 2020
Николай Скляров
Директор ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания"
Нравится 596
Ха-ха 305
Удивительно 233
Грустно 139
Возмутительно 116
Не нравится 47




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров