В Москве остался вирус вместо денег

16753
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Московский бюджет, и так ушедший в минус на несколько сотен миллиардов рублей, практически не получил доходов от туристической отрасли. Только в первом полугодии город недосчитался 270 млрд руб. прибыли, которую ему раньше приносили туристы. Иностранцы, которые, как правило, больше всего тратят во время туров в российскую столицу, не смогли добраться до нее из-за закрытых границ, а половина внутренних туристов отложили свои поездки, опасаясь пандемии.

Проблемы туризма и возможные пути их решения 10 ноября в рамках встречи со столичным бизнес-омбудсменом Татьяной Минеевой обсудили ведущие представители отрасли. Как отметила Татьяна Минеева, туристическая отрасль первой приняла на себя удар пандемии. По итогам первого полугодия Москва недосчиталась 270 млрд руб. доходов от путешественников. Падение совокупного туристического потока составило 55 %. Летом, несмотря на частичное снятие ограничений, московский туризм показывал снижение на 70 % по сравнению с показателями этого же периода 2019 года. На 10-15 % сократились и средние чеки поездок.

Вслед за сокращением потока «сжалась» и сама отрасль. Как рассказал член правления Российского Союза Туриндустрии Георгий Мохов, «выжившие» туроператоры сократили штаты на 40 %, а иногда и на 80 %. Многие работники отрасли стали фрилансерами, забрав с собой клиентов. По словам эксперта, сейчас на туристическом рынке наблюдается перекос в сторону стихийного рынка самозанятых, которые обслуживают конкретные группы путешественников. 

«Наиболее сильно пострадали те, кто занимался приемом зарубежных туристов. В первую очередь те компании, которые были ориентированы на китайский рынок. Здесь, прямо скажем, катастрофические последствия, потому что им переориентироваться на какие-то другие клиентские группы сложно», — отметил Георгий Мохов.

Еще одним наиболее пострадавшим направлением отрасли стал бизнес-туризм. Как рассказал председатель Российской Ассоциации бизнес-туризма ABT-ACTE Russia Вадим Зеленский, корпоративные клиенты, заинтересованные в поддержании сотрудников в работоспособном состоянии, первые отказались от поездок, еще до введения массового локдауна. То же самое наблюдается и во вторую волну пандемии. По данным Вадима Зеленского, показатели бизнес-туризма в данный момент составляют только 25-30 % от оборота 2019 года.

«Тревожно, что те меры поддержки, которые оказывались в первую волну кризиса, сейчас закончены. И вторая волна проходит без внимания государства на корпоративный туризм, который сейчас фактически находится под запретом, потому что компании не могут им пользоваться из-за введенных ограничений», — отмечает спикер.

Он указал, что предприятия, специализирующиеся на бизнес-туризме, с тревогой ждут января, когда придется рассчитываться по госкредитам, полученным на поддержание операционной деятельности. В отсутствие выручки им просто неоткуда взять средства для оплаты долгов, в связи с этим Вадим Зеленский считает необходимым продление периода отсрочки по кредитам еще на полгода.

Не слишком хорошо обстоят дела и с внутренним туризмом. Опираясь на статистику своей компании, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин констатирует, что в абсолютно всех российских городах обороты отрасли снизились по сравнению с прошлым годом. Даже Крым, который был чрезвычайно популярен в летний период, показал уменьшение туристического потока на 10 %. Это самый лучший результат среди субъектов РФ. Внутренний турпоток в Москву сократился на 52 %, в Санкт-Петербург — на 49 %.

Сергей Ромашкин отметил, что положительно повлияла на продажи туров программа кешбэка, инициированная федеральным центром. На ее реализацию, по данным Татьяны Минеевой, выделили 15 млрд руб. Это первая серьезная материальная помощь отрасли впервые за 30 лет.

Еще одной эффективной мерой поддержки предприятий туристической отрасли глава «Сети Магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов назвал продление срока получений государственных субсидий за открытие компании по франшизе. В рамках этой программы, государство возмещает франчайзи расходы на уплату роялти.

Говоря о прогнозах по восстановлению отрасли, ее представители не спешат называть конкретных дат. Сергей Ромашкин констатирует, что говорить о сроках роста выручки в долговременной перспективе сложно из-за смены поведения клиентов. Раньше они планировали путешествия за несколько месяцев, сейчас туры приобретают на ближайшие даты, боясь ввода ограничений. Эксперт отмечает, что из-за постоянной угрозы ввода локдауна нет спроса даже на новогодние туры, которые обычно активно покупают осенью.

Более-менее восстанавливаться туристический поток, как считают представители отрасли, начнет не раньше второй половины 2021 года. Обороты рынка увеличатся, выручка перестанет столь стремительно падать. Достигнуть финансовых показателей 2019 года туристическая отрасль сможет только в 2023 году. Причем, турбизнес в регионах будет восстанавливаться гораздо быстрее. В Москве и Санкт-Петербурге «реабилитация» затянется, потому как города сильно зависят от иностранных путешественников.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"