«Выборгский судостроительный завод» оказался под угрозой банкротства

2459
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

23 апреля Президент РФ принял участие в закладке судов на верфях Объединенной судостроительной корпорации (далее — ОСК), а 25 апреля было опубликовано намерение обанкротить одну из ее структур — ПАО «Выборгский судостроительный завод»

Инициатором выступил продавец металлопроката ООО «ТК «РМ-Стил». Верфь задолжала продавцу около 3 млн рублей неустойки, что увеличило общую задолженность до 55 млн.

Угроза банкротства одной из структур ОСК подняла более острую проблему, которую пытались обходить стороной: «ВСЗ» накопило 6 млрд долгов, и никто не хочет кредитовать верфь. Все это происходит на фоне не самого лучшего финансового положения самой ОСК и остальных ее верфей. Несмотря на сложившуюся ситуацию в группе компаний продолжают утверждать, что все под контролем.

Объявление о намерении подать на банкротство ПАО «ВСЗ» опубликовано в соответствии с законодательством на сайте Единого федерального реестра юридически значимых сведений. Дело будет рассматриваться Арбитражным судом Санкт-Петербурга.

Задолженность верфи перед продавцом металлопроката вытекает из договора поставки, который был заключен еще в 2017 году. В начале текущего года ООО «ТК «РМ-Стил» подало исковое заявление на взыскание неуплаченной неустойки, и уже в марте суд вынес решение в пользу истца, обязав верфь выплатить 3,4 млн в его пользу.

В планах заявителя подать исковое на оставшуюся сумму задолженности. Попытка обанкротить предприятие предпринимается ввиду того, что верфь в добровольном порядке не гасит образовавшиеся долги.

В свою очередь, руководство верфи поясняет происходящее тем, что в компании сложилась крайне затруднительная финансовая ситуация. Проблемы с деньгами у «ВСЗ» начались еще до 2012 года. Именно тогда стали накапливаться долги и увеличиваться расходы на их обслуживание.

В дальнейшем «ВСЗ» потеряло огромные деньги при строительстве ледоколов из-за непредвиденного серьезного скачка курса доллара. Кроме того, «Выборгский судостроительный завод» в период 2012-2015 «спасался» кредитами, ввиду того, что производственная площадка страдала от недозагруженности.

Сейчас компании необходимо шесть млрд долларов, чтобы погасить все доги полностью. Однако кредитные организации отказываются финансировать завод. В настоящий момент убытки пока еще закрываются имеющимися в распоряжении компании кредитами на 4 млрд рублей и дебиторской задолженностью в 2 млрд.

При этом верфь неоднократно объявляла головной организации и Минпромторгу, что нуждается в докапитализации. В ведомстве утверждают, что держат ситуацию под контролем и разрабатывают совместные планы с ОСК по решению финансовых проблем верфи. А сама головная организация прорабатывает схемы финансового оздоровления с верфью.

Долги ПАО «Выборгский судостроительный завод» еще не самые значительные в отрасли. Балтзавод задолжал своим кредиторам в три раза больше, а «Северная верфь» и «Янтарь» накопили 14 млрд задолженности.

ОСК также ведет деятельность не без долгов. Расплачиваясь по поручительству ВСЗ, выданному ВТБ за Arctech, ОСК задолжало банку процентов на три млн евро.

Причем в самой ОСК считают, что львиная доля задолженности образовалась в результате непрофессиональной деятельности бывших акционеров и досталась нынешним «в наследство». Также проблемы возникли и из-за санкций, и из-за падения курса рубля, потому что некоторые комплектующие по традиции приобретаются за рубежом.

Также представители ОСК отмечают, что высокая кредитная нагрузка для российских машиностроительных компаний — это нормальное явление. Важнее сохранят финансовую стабильность. Так, после каждого мирового кризиса банкротится около 30% верфей. В структуре ОСК, напротив, не обанкротилась ни одна.

В ОСК утвердительно заявляют, что план финансового оздоровления ее структур утвержден до 2025 года, поэтому ситуация находится под контролем и никоим образом не повлияет на деятельность группы компаний.

Что с финансами у «ВСЗ»

Несмотря на то, что верфь стала лидером по размеру финансов сданных заказов, по рейтингу Infoline, бухгалтерская отчетность говорит об обратном.

Стоимость чистых активов в 2018 году, по данным аудиторского заключения, была меньше уставного капитала компании. На протяжении трех лет она составляет отрицательную величину (в 2018 — - 510,9 млн рублей). Обычно такое положение вещей свидетельствует о критическом финансовом положении компании, однако аудиторы не выразили модифицированного мнения на этот счет, только отметили «существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности» верфи.

Несмотря на то, что накопленные убытки ПАО «ВСЗ» достигли уже 6 млрд рублей, компания выдала обеспечения третьим лицам по их обязательствам на сумму более 44 млн рублей.

Дебиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2018 года составила 3,8 млрд рублей, кредиторская — 8,1 млрд.

Выручка снизилась до 7,9 млрд в 2018 году, что меньше предыдущих показателей на 32,5%. На себестоимость было затрачено столько же — 7,9 млрд рублей. Убыток составил 545,5 млн.

В том же отчете говорится, что руководство компании считает, что в настоящее время не существует фактов, которые могли бы оказать значительное негативное воздействие на количество покупателей. Также руководители считают, что качество продукции и сроки соблюдения обязательств ПАО «ВСЗ» остается на высшем уровне. Вероятно, руководство «забыло» об огромном количестве судебных исков и накопленных шести млрд рублей долга, о которых знает уже вся общественность.

Планы на будущее

Верфь не собирается останавливаться, пусть даже и с огромными долгами.

На сегодняшний день завод задействован в строительстве восьми рыболовных траулеров. Кроме того, «ВСЗ» заканчивает контракт по изготовлению портового ледокола «Обь».

Верфь также продолжает участвовать в тендерах на строительство различного рода судов для научных исследований, краболовов и ледоколов.

Подача искового заявления в суд с требованием о признании компании несостоятельной не всегда является попыткой действительно обанкротить предприятие. Зачастую это просто еще один способ добиться взыскания задолженности у должника, альтернатива работе с судебными приставами-исполнителями. Такой формат судебного разбирательства не лишает верфь права закрыть долг в добровольном порядке или заключить мировое соглашение о рассрочке платежа.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"