Закон о реформе банкротства меняет парадигму

3442
Время чтения - 3 минуты

Риторика обсуждения закона о реформе банкротства в Правительстве РФ становится все ближе к тем идеям, которые высказывает профессиональное сообщество. А именно: при разработке этого документа главный акцент должен быть сделан на совершенствовании инструментов оздоровления бизнеса, а не работы арбитражных управляющих. Эксперты отмечают, что эти идеи содержались в законопроекте о санации бизнеса, ранее направленном в Госдуму Ассоциацией по работе с проблемными активами.

Правительство РФ на очередном заседании рассмотрело проект закона о реформе банкротства, разработанный Министерством экономического развития. Как стало ясно из выступления премьер-министра Михаила Мишустина, правительство все же решило отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления как от мер, которые не оправдали себя. Вместо этого планируется применять только две процедуры — реабилитационную и ликвидационную.

Премьер-министр признал, что существующая проликвидационная парадигма банкротства в РФ себя дискредитировала. По итогам дел о несостоятельности удовлетворяется только 5% требований кредиторов (по данным правительства за 2019 год). Существующие процедуры якобы оздоровления предприятий — внешнее управление, финансовое оздоровление и наблюдение — не работают. В связи с чем было принято решение о смене вектора банкротства в РФ: теперь основной целью станет помощь в сохранении бизнеса.

«Мы предлагаем применять реабилитационную и ликвидационную процедуру. Теперь кредитор или должник получит возможность обратиться в суд не только с заявлением о банкротстве, но и с просьбой о реструктуризации долгов» — подчеркнул Михаил Мишустин в ходе совещания.

Также премьер рассказал, что для повышения прозрачности и эффективности банкротных процедур предлагается оптимизировать процедуру банкротных торгов на аукционах.

По мнению экспертов, новая риторика обсуждения закона о реформе банкротства свидетельствует о смене его парадигмы.

«Существующая в РФ практика банкротства говорит о том, что попадая в «жернова» банкротства, компания уже не силах выбраться из них, даже если это процедура наблюдения, — считают в Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами. — В итоге все заканчивается конкурсным производством, распродажей имущества и ликвидацией. Если процедура реабилитации будет выведена из банкротства, как это, в частности, сделано в США (Глава 11 Кодекса о банкротстве США), то ее эффективность повысится кратно».

Идеальным вариантом такого развития событий эксперты называли возможность внесудебного «оздоровления» бизнеса — санации.

Напомним, ранее о неэффективности существующих процедур оздоровления заявляли члены Ассоциации по работе с проблемными активами, эксперты Торгово-промышленной палаты РФ и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева.

В интервью порталу ДОЛГ.РФ Татьяна Минеева подчеркнула, что из-за неэффективности действующих процедур реабилитации банкротное законодательство в России «имеет «прокредиторский» уклон, о чем свидетельствует и статистика: с 2015 по 2019 год под банкротство попало более 64,6 тыс. юридических лиц, при этом финансовое оздоровление было введено судом лишь в 160 случаях. Без эффективных инструментов санации многие МСП не смогут вернуться к нормальной работе, поэтому мы активно ищем возможность доработать законодательство о банкротстве».

Новые инструменты санации бизнеса были разработаны совместно Ассоциацией специалистов по работе с проблемными активами при поддержке Центра законодательных инициатив при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Москве. Одним из ключевых моментов авторы инициативы называли необходимость разграничения процедур реабилитации и ликвидации. Теперь об этом заявил и глава правительства.