Для заемщиков МФО кризис только начинается

Россияне, получившие кредитные каникулы, впоследствии отказывались от них

5 минут
Для заемщиков МФО кризис только начинается

Платежный сервис «Скрепка», первый в России, что позволяет гасить долги по кредитам кэшбэком с повседневных покупок, провел опрос среди своих пользователей и выяснил, как они изменили свое потребительское поведение во время кризиса.

Оказалось, – 36% заемщиков уверены, что кризис сейчас находится в самом разгаре или даже только начинается; 55% не смогли получить кредитные каникулы из-за несоответствия критериям. Однако 8% тех, кто все же смог оформить «каникулы», впоследствии от них отказались, потому что осознали, как возрастет нагрузка после истечения срока таких каникул.

«Сложная ситуация на рынке потребительского кредитования еще больше усугубилась из-за пандемии: в результате снижения уровня доходов и роста цен на товары заемщики оказались в крайне уязвимом положении. По результатам опроса пользователей «СКРЕПКИ», 46% заемщиков сократили свои привычные траты на продукты питания, 72% -  планируют направлять любую свободную сумму на погашение кредитов и займов: мы видим, что приоритеты россиян направлены не на развлечения, покупки и отдых, а на погашение задолженности и снижение кредитной нагрузки. В этой ситуации очень важно, чтобы компании поддержали своих клиентов с помощью кредитных каникул, индивидуальных программ реструктуризации и программ лояльности», - сказал основатель и генеральный директор платежного сервиса «СКРЕПКА» Алексей Шумилин.
Основные процессы на финансовом рынке действительно начали восстанавливаться, но нынешняя ситуация не похожа на предыдущие кризисы.

«Степень негативного влияния зависела в первую очередь от того, насколько быстро и эффективно сможет приспособиться к дистанционной работе та или иная компания. Так или иначе все сегменты финрынка с этой задачей справились», – ответили на вопрос ДОЛГ.РФ в пресс-службе СРО «МиР».

Они уточнили, что об окончательной победе над экономическими последствиями коронавируса говорить более чем преждевременно. Как минимум, никто не берётся предсказывать, как пандемия будет развиваться осенью, понадобятся или нет дополнительные меры ее сдерживания.

Влияние на потребителей может быть долгосрочным. Многие граждане для поддержания привычного уровня жизни в первой половине 2020 года использовали подушку безопасности. Вероятно, по итогу 3 квартала, возможно увидеть значительный рост спроса на кредитные продукты.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал также отметил, что ситуация в стране не совсем стабильная – как по уровню заболеваемости, так и по доходам населения. Однако темпы восстановления экономика показывает действительно неплохие, особенно в обрабатывающем секторе, добывающей отрасли и торговле. Сложнее пока ситуация обстоит в секторе услуг и перевозок.

Еще примерно год-два придется держать руку на пульсе

Гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин подчеркнул, что кризис никуда не делся, однако с осторожностью заметил, что его острая фаза миновала.
«Я думаю, что нас ожидает достаточно долгий путь до момента, когда мы сможем сказать, что последствия кризиса преодолены. В этом плане я смотрю на горизонт полтора-два года минимум», – говорит Олег Гришин.
Юрист Андрей Лисов считает преждевременным называть текущую ситуацию в российской экономике относительно стабильной.
«Главная отличительная характеристика настоящего периода – неопределенность. Мы не знаем, что будет завтра: рухнет ли национальная валюта, упадут или вырастут цены на нефть, будет ли вторая волна пандемии коронавируса. Поэтому и бизнес, и граждане оказываются в подвешенном состоянии. Лучший выход сейчас – не предпринимать скоропалительных финансовых решений, в том числе не набирать займы, не связываться с ипотекой, не совершать дорогостоящие покупки. Какое-то время, примерно в районе года, предстоит держать руку на пульсе».
Кризис находится еще только в стадии зарождения, и бизнес сейчас проводит анализ произошедших событий, уверен Юрий Капштык, генеральный директор ООО «Экспертно-правовой центр «Параграф».
«Многие предприятия во время пандемии отказались от аренды помещений, а сейчас поняли, что не хотят возвращаться к прежним бизнес-процессам. Для чего платить коммунальные расходы, аттестовывать рабочие места, если сотрудники отлично справляются со своими функциями дистанционно? Это означает, что отпадает потребность в тысячах квадратных метров офисных площадей, и возникает резонный вопрос – куда денутся все эти освободившиеся помещения?»
По его мнению, ко всему прочему добавится рост безработицы. Если осенью прошлого года в Центрах занятости было зарегистрировано 700 тысяч безработных, то сейчас 2 млн. Цифры продолжат расти, потому что закончит свое действие мораторий на банкротства, предприятия будут признаваться несостоятельными либо сокращать рабочие места. Поэтому то, что происходит сейчас, лишь первый этап кризиса, уверен спикер.

Кредитные каникулы были необходимы

Павел Сигал уверен, что внедрение кредитных каникул было необходимо. Пандемия стала шоком и для населения, и для бизнеса, многие оказались не готовы к тому, что могут сократиться доходы или коммерческие обороты. Поэтому кредитные каникулы помогли снизить кредитную нагрузку в самый сложный период.

«Прощение» (списание) долгов – это из области благотворительности. Такой инструмент существует, но он применяется в случае чрезвычайной ситуации у заемщика. Повсеместное его использование ни к чему, кроме роста финансовой инфантильности потребителей привести не может. Поэтому кредитные каникулы, как и программы реструктуризации кредитов/займов – эффективный вариант помощи, направленной на оздоровление финансового положения клиента», – отметили в пресс-службе СРО «МиР».

Гендиректор МФК «МигКредит» Олег Гришин поддержал коллег в вопросе оценки кредитных каникул. Он считает их полезной мерой для заемщиков, которые по объективным причинам нуждаются в передышке.
«Бывает тяжело сразу понять, действительно ли клиент попал в сложную ситуацию из-за пандемии или решил просто воспользоваться такой возможностью, поэтому, в моем понимании, клиенты должны осознанно подходить к этому вопросу и делать заявление о реструктуризации, понимая, что это означает, и какие документы потребуются – считает спикер. – Автоматически предоставлять заемщикам, не подтвердившим право на каникулы, реструктуризацию займа мы не планируем. Однако готовы рассмотреть обращение каждого клиента в индивидуальном порядке».
Андрей Лисов подчеркнул, что полезность кредитных каникул зависела от уровня финансовой грамотности заемщиков. Тем, кто обладал развитой финансовой дисциплиной, мера помогла, но в случае с российским населением – таких оказалось меньшинство.
Комментировали:
Павел Сигал
Первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Юрий Капштык
Генеральный директор ООО «Экспертно-правовой центр «Параграф»
Олег Гришин
Генеральный директор МФК «МигКредит»
Алексей Шумилин
Основатель и генеральный директор платежного сервиса "СКРЕПКА"
Нравится 286
Ха-ха 111
Удивительно 100
Грустно 78
Возмутительно 33
Не нравится 33




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров