ФНС хочет автоматизировать взыскание долгов по налогам

Еженедельный обзор новостей долгов и взыскания от ДОЛГ.РФ

4 минуты
Поделиться новостью:
ФНС хочет автоматизировать взыскание долгов по налогам

Эксперты подсчитали объем задолженности населения и компаний за ЖКХ-услуги, а ФНС планирует автоматизировать взыскание налоговых долгов. Свежие новости долгов и взыскания — в обзоре от ДОЛГ.РФ. 

Долги по ЖКХ достигли 1,5 трлн руб.

Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ РФ, отметил, что за 2021 год задолженность как бизнеса, так и населения по коммунальным услугам достигла 1,5 трлн руб. При этом ЖКХ-организации задолжали поставщикам ресурсов 208,9 млрд руб., передает «Интерфакс».

20,05,1.png

В целом уровень оплаты коммунальных услуг составляет 93,76%. По словам Ирека Файзуллина, ситуация с ЖКХ-долгами находится под контролем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сейчас специальные штабы прорабатывают удобные графики погашения задолженности для бизнеса и граждан, создаются механизмы для снижения объема задолженности.

Для системообразующих организаций ЖКХ Правительство выделило почти 3 млрд руб., чтобы они могли пополнить свои оборотные средства. 

Автоматизация взыскания долгов по налогам

С 2023 года ФНС может автоматизировать взыскание долгов по налогам путем создания специального реестра. В нем будут публиковаться решения фискального органа о взыскании средств должников в пользу бюджета. С реестром смогут ознакомиться банки, у которых открыты счета должников. Как только информация о взыскании налогов появится в реестре, финансовые организации смогут списать их в пользу бюджета.

20,05,2.png

Чтобы ФНС вынесла решение о взыскании налоговых долгов, она будет отслеживать сальдо ЕНС налогоплательщика. Если количество уплаченных налогов меньше, чем начисленных, ведомство внесет поручение банкам о взыскании средств в реестр. При этом решение о взыскании будет приниматься в течение 2 месяцев после истечения крайней даты уплаты задолженности. 

Генпрокуратура РФ заинтересовалась взысканием долгов с «двойников»

В Генеральной прокуратуре РФ обеспокоены ситуацией, когда судебные приставы взыскивают долги с невиновных граждан, которым не повезло быть тезками с реальными должниками. Надзорный орган привел немало примеров:

  1. В Саратовской области с гражданина со схожими с должником персональными данными необоснованно взыскали 190 тыс. руб.
  2. В Калужской области гражданке только после вмешательства прокуратуры удалось вернуть незаконно взысканные с нее 248 тыс. руб.

В некоторых регионах ситуация усугубляется тем, что судебные приставы неоднократно удерживают долги с невиновных «двойников». Например, у пенсионера из Санкт-Петербурга сотрудники ФССП незаконно взыскивали деньги с 2020 года. Вернуть средства удалось лишь после вмешательства прокуратуры.

20,05,3.png

Всего пострадавшими от незаконных действий служащих ФССП стало 657 граждан. При участии прокуратуры им удалось вернуть 10 млн руб.

За 2021-2022 гг. было выявлено 1,4 тыс. правонарушений, совершенных судебными приставами. В отношении 110 сотрудников применены дисциплинарные взыскания. Также прокуратура вынесла 585 представлений.

В результате с 1 июля 2022 года вступает в силу закон, обязывающий прописывать расширенные персональные данные граждан в исках, исполнительных документах и судебных приказах. Теперь помимо Ф.И.О. и даты рождения в документах потребуется указать:

  • ИНН;
  • СНИЛС.

Дополнительные персональные данные должны помочь решить проблему с путаницей реальных должников с их тезками. 

Платежеспособные граждане и компании все равно останутся под мораторием на банкротство

Минэкономразвития РФ выступило против освобождения от моратория на банкротство и взыскания платежеспособных граждан и организаций. Ведомство не поддержало предложения о том, что мораторий должен распространяться только на лиц, у которых есть признаки грядущей несостоятельности.

20,05,4.png

По мнению ведомства, отмена моратория на банкротство и взыскания в рамках исполнительных производств с платежеспособных граждан и организаций сведет на нет позитивный эффект от процедуры. 

МФО обеспокоены жалобами должников

СРО «МиР», регулирующая деятельность микрофинансовых организаций (МФО), попросила участников рынка принимать меры, чтобы снизить количество жалоб должников. Для уменьшения жалоб со стороны клиентов были выработаны следующие рекомендации:

  • обучение сотрудников МФО не реже 1 раза в год правилам взыскания задолженности, которые должны не только соответствовать закону № 230-ФЗ, но и внутренней этике компании;
  • доработка ПО, чтобы доступ к персональным данным заемщиков был только у специально уполномоченных сотрудников;
  • доработка ПО, которое бы само фиксировало, как часто МФО контактируют с должником, чтобы работники не превысили законодательные ограничения на взаимодействие с заемщиком;
  • обязательное включение выписки по работке с просроченными долгами к каждому договору с клиентом;
  • корректировка системы оплаты труда сотрудников МФО, чтобы достичь баланса между базовым окладом и премией, связанных непосредственно с объемами взыскания долгов.

СРО «МиР» попросила МФО провести работу по устранению причин, вызывающих жалобы должников.

Читайте также