Кто России должен?

3306
Время чтения - 8 минут
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

Кредиты иностранным государствам выдаются под грифом секретно. Информацию о размерах долгов в открытом доступе практически не достать, однако, по информации РБК, как минимум 17 стран должны Российской Федерации суммарно 27 млрд долларов.

Все государственные займы подразделяются на две категории:

  • финансовые,

  • экспортные.

В первом случае дополнительные условия не предусмотрены — заемщик может тратить деньги по собственному усмотрению (займ Кипру и частично Белоруссии), во втором — это кредитование поставок отечественных товаров за рубеж.

Россия планирует сконцентрироваться на последних займах: в середине текущего года правительство представило свою инициативу об использовании доходов ФНБ, превышающих ликвидную часть более чем на 7 % ВВП, в целях финансирования кредитов на экспорт.

Правительство по традиции выдает другим странам кредиты, но подробности о них не разглашает. Информация перестает быть секретной только после ратификации Госдумой межправительственных соглашений, когда о займах становится известно благодаря официальным лицам. Сведения может раскрыть и государство, выступающее заемщиком.

Секретность обусловлена 2 факторами:

  • политический характер займов;

  • часть займов выдается для налаживания военного и технического партнерства.

По информации РБК, для укрепления сотрудничества РФ выдавала кредиты Венесуэле, Индии, Армении и Индонезии.

Министерство финансов в середине второго квартала 2019 года обнародовало сумму задолженности по кредитам в размере 34,4 млрд долларов, 40 % из которых — долги СНГ. 5 млрд долларов от всей суммы — реструктурированная задолженность со времен СССР. Еще с тех пор стране должны Индия, Йемен, Ирак, Куба и Вьетнам.

 

Главный должник России — Белоруссия

Самый большой долг перед РФ скопила Белоруссия. По данным белорусского Минфина, его размер достиг 7,55 млрд долларов к 1 июня текущего года. С конца 2018 года долг увеличился на 0,03 млрд долларов, а с конца 2012 — в два раза. Однако летом текущего года впервые за историю Москва выдала отказ в рефинансировании займа. Тогда Белоруссия попросила взаймы у Китая и провела размещение облигаций в российской валюте на нашем рынке. К слову, после России Белоруссия больше всего должна Китаю.

Отказ Москвы в рефинансировании долга соседи восприняли как экономическое давление. Белорусы отметили охлаждение в отношениях с Россией. Они понимают, что помимо экономического давления есть и другие ниточки, за которые РФ можем потянуть, например, нефтяной маневр, газовые цены, споры о цене белорусской АЭС, предполагаемым строителем которой будет «Росатом» и т.д.


Партнерства с Украиной больше нет, зато кредитные обязательства до сих пор в силе

Второй по величине должник РФ — Украина (3,7 млрд долларов). Киев остался должен нам 3,075 млрд по еврооблигациям. Их обладателем Фонд национального благосостояния стал в конце 2013 года. Через два года по этим ценным бумагам был объявлен дефолт. Тело задолженности выплачено не было, как и финальный купон. Оппоненты долг не признают, потому что рассматривают облигации как коммерческие вложения, и утверждает, что РФ силой заставила Украину эти бонды выпустить. РФ же, в свою очередь, настаивает на межправительственном характере займа.

Россия обратилась в английский суд за справедливым разрешением спора, однако процесс не закончен до сих пор. Представители Украины уверены, что должны только 0,61 млрд долларов за поставки газа в 90-х. Тогда же страны договорились, что долг будет гаситься через зачет 97,8 млн долларов каждый год в счет аренды РФ базы морского флота в Крыму. Однако после весны 2014 года задолженность в размере 600 млн долларов была заморожена. Сейчас долг не обслуживается и не гасится.


Венесуэла вырывается в лидеры

Исключая задолженность бывших советских республик, Венесуэла накопила крупнейшую задолженность перед РФ из всех иностранных государств. По информации РБК, ее задолженность достигает 3,15 млрд долларов. Долг должен быть закрыт через восемь лет. Долг образовался из кредита, выданного восемь лет назад для поставок военной техники на территорию Венесуэлы.

В июне Президент РФ Владимир Путин озвучил, что Каракас должен Москве 3,5 млрд долларов. Почему данные президента и Минфина расходятся не ясно, однако президент может знать и о другой задолженности иностранного государства, информация о которой открытым источникам не предоставлена.

К осени Венесуэла должна внести очередной платеж по кредиту в размере 200 млн долларов. Однако после ввода американских санкций в отношении венесуэльского правительства могут возникнуть проблемы в получении платежа в долларах.

Когда Россия кредитует страны-союзники, она заранее осознает убыточность мероприятия. Такие займы выдаются чаще всего со льготами и в дальнейшем долг реструктурируется, в результате чего кредитор теряет деньги. Это связано с тем, что займы иностранным государствам выдаются в первую очередь не в целях экономической выгоды, а для укрепления политических отношений.

Последняя реструктуризация венесуэльского кредита произошла в конце 2017 года.

 

Куба наступает Венесуэле на пятки

Примерно 3 млрд долларов задолжала Гавана. Точных данных по размеру долга нет. Указанная сумма получилась из следующих расчетов. Пять лет назад Москва списала основную часть долга Кубы (90 %). Государство осталось должно России 3,52 млрд долларов. Гавана должна была погашать задолженность равными платежами дважды в год. Если обязательства не были нарушены, к середине 2019 года долг должен был сократиться до 1,76 млрд долларов.

В 2015 Куба получила еще две кредитные линии на сумму в 1,44 млрд долларов. Денежные средства были выданы для реализации местных региональных проектов. Однако точная сумма, которую Куба уже израсходовала неизвестна.


Кредиты на атомные электростанции

Россия помимо обычных займов выдавала деньги Бангладешу и Венгрии на строительство атомных электростанций. Эти кредиты относятся к экспортным. Строительством проектов занимается «Росатом».
В Бангладеше станция строится уже два года. Три года назад РФ открыла кредитную линию для возведения этого объекта. Ее размер составил 11,38 млрд долларов.

Однако, по информации РБК, Москва начала финансировать этот проект еще раньше, с 2014 года. Итого суммарная помощь за пять лет составила еще дополнительно 2 млрд долларов. Долги по этому кредиту должны быть погашены к 2047 году.

Займ на строительство венгерской АЭС «Пакш» был одобрен российским правительством пять лет назад в размере 11,1 млрд долларов. Однако по сведениям Управления госдолгом Венгрии к настоящему времени выдано только 28 млн долларов. Эта сумма равна 0,25 % общего объема обещанных инвестиций.

Глава венгерского МИД в марте 2019 года признал, что они серьезно отстают от графика, однако от работы не отказываются. Это значит, что АЭС заработает несколько позднее, чем изначально планировалось. Нарушение сроков связано с затяжными бюрократическими процедурами ЕС, которые отнимают много времени. Еще одной причиной затяжных согласительных процедур могут быть антироссийские санкции со стороны ЕС.

Обычно крупные инфраструктурные атомные проекты занимают продолжительный срок — до 10 лет, поэтому сейчас еще рано судить о том, насколько фактически отстаёт Венгрия от планов, и к чему это приведет. С другой стороны, популярность атомной энергетики понемногу в мире снижается, поэтому ситуация с «Пакш» может привести к заморозке проекта.

Отвлекаясь от Евросоюза, «Росатом» планирует возводить объекты на Ближнем Востоке, в Индии и Белоруссии.

Соглашение о выделении Минску 10 млрд долларов на строительство АЭС было подписано восемь лет назад, но какой фактический размер выбрала Белоруссия по нему — неизвестно. В любом случае этот долг включен в общий (7,55 млрд долларов).

В 2018 году Владимир Путин упоминал о намерении выделить 25 млрд долларов Египту для строительства станции, но в госстатистике иностранного государства пока не упоминаются сведения об увеличении внешнего долга на эту сумму.


Долги Индии остаются загадкой

Индийское министерство финансов опубликовало сведения о долге перед Россией в размере 1,1 млрд долларов. Эта цифра была актуальна на конец прошлого года. Деньги Индия занимала на закупку вооружений у СССР, а гасится он за счет экспорта индийских товаров в Россию.

Весной прошлого года Индия перестала платить по кредиту после ввода американских санкций против «Рособоронэкспорта». Стороны не могли урегулировать вопрос почти год, но в итоге все-таки пришли к компромиссу. На данный момент достоверно неизвестно, есть ли еще задолженность по закупкам российского вооружения у Индии. Причем возможная задолженность могла образоваться не перед Россией как государством, а перед «Рособоронэкпортом».

Одно из индийских СМИ зимой текущего года сообщало, что между Россией и Индией существуют определенные договоренности. На этом основании первая сторона отправляет Индии оборудование для атомной электростанции «Куданкулам». После поставок Россия сама расплачивается с поставщиками, а Индия в дальнейшем должна покрыть российские издержки.

В свою очередь, индийская сторона переводит долг на корпорацию по атомной энергии, а правительство предоставляет последней субсидии на закрытие долга. Проблема в том, что власти Индии сократили бюджетную поддержку атомной корпорации в 2018 году. В этой связи начались задержки по кредитным выплатам.

Весной 2018 года долг индийской корпорации перед РФ составлял 600 млн долларов, но это только долг одной корпорации. Сколько в общей совокупности должна Индия достоверно неизвестно.


Кто еще должен России?

Кто еще задолжал России 13 млрд долларов РБК установить не удалось. Это может быть Китай или Марокко. Обе страны держат в секрете сведения по двусторонним кредитным соглашениям. С другой стороны, должниками могут оказаться иностранные предприятия. Их долги не учитываются в государственных статистиках. Министерством финансов иностранных государств, открытым к диалогу, оказалось только ведомство Сербии. Оно сообщило, что страна задолжала России около 647 млн долларов.

В своем исследовании РБК не учел государственные облигации Англии, Японии, США и некоторых стран Евросоюза, чьим владельцем выступает главный финансовый регулятор нашей страны в пределах администрирования валютных резервов.

Ликвидная доля ФНБ в начале августа составляла 98,5 млрд долларов. Эта сумма отражает международные резервы, которые находятся под контролем Министерства финансов РФ. 40 % этих резервов были размещены в конце ушедшего года в облигациях иностранных эмитентов. Однако невозможно достоверно установить, какая доля приходится на Минфин.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги